Свою любовь к экспериментам и смелым решениям вновь демонстрирует Ярославский ТЮЗ. Завершая свой 23-й сезон, театр предложил зрителям новый вариант сказки "Бременские музыканты". Жанр действа режиссер-постановщик Виктория Михеева определила так - "музыкально-цирковое представление".
Как вы яхту назовете, так она и поплывет. Неудивительно, что в музыкально-цирковом представлении весь вечер на манеже (простите, на сцене) артисты поют, танцуют, жонглируют, демонстрируют чудеса эквилибристики и даже показывают фокусы! Как и принято на цирковых представлениях, детей периодически привлекают для участия в том или ином номере. Невольно позавидуешь маленьким зрителям! Ведь тебя - давно вышедшую из детского возраста - никто не пригласит пройтись по сцене на ходулях, побросать разноцветные мячи или запустить бумажный самолетик.
"Мы свое призванье не забудем - смех и радость мы приносим людям..." Следуя словам этой любимой с детства песенки Ю. Энтина и Г. Гладкова, Виктория Михеева создала не просто веселый спектакль. В нем шутки - порой понятные только взрослым. Ирония (местами убийственная) - на грани стеба. Уж если расстроен Глупый Король, так расстроен до помешательства - с необходимыми в таких случаях теплыми ваннами, смирительной рубашкой и успокоительным уколом. Уж если вышли на тропу разбоя "работники ножа и топора", то быть их жертве распиленной пополам - в буквальном смысле. После премьеры я полюбопытствовала:
- Виктория, вы сознательно доводите иронию до пародии в своей постановке?
- Пародийные элементы есть. Но пародия на что? На штампы, на излюбленные театральные приемы. Постановка, конечно, рассчитана прежде всего на детскую аудиторию. Но мы хотим, чтобы и взрослые нашли какой-то свой юмор. Поэтому спектакль сделан с таким подмигиванием.
- У вас в детстве наверняка была пластинка с "Бременскими"?
- Была. Я даже помню, какая картинка украшала обложку - такой худенький, элегантный петушок.
- Это была ваша любимая сказка в детстве? Почему вы взялись за постановку именно этого спектакля?
- У меня было много любимых сказок. В этой привлек музыкальный материал - думаю, каждый взрослый помнит песни из "Бременских музыкантов". У нас даже была такая история: мы вышли из театра и столкнулись с фанатами "Шинника", которые возвращались после матча. Проходя мимо ТЮЗа, они пели: "Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету..."
- Именно поэтому в вашем спектакле появляются футболисты "Шинника"?
- Нет, что самое удивительное! Фанаты этого футбольного клуба уже были в нашей пьесе. А с настоящими болельщиками "Шинника" я столкнулась позже. Когда я увидела, как они идут и поют, это был шок. Но в то же время такое совпадение приятно.
- Знаю, что с премьерой вас поздравил Роман Виктюк - ваш учитель.
- Да. Я была очень обрадована. Не думала, что он пришлет официальное поздравление. Особенно приятно, что Роман Григорьевич назвал меня своей ученицей. Это большой подарок.
- Но вы ведь на самом деле учились у него?
- Да, да. Пять лет. Так что с этим все в порядке. Просто слово "ученица" по-другому настраивает. Я никогда не кичилась этим и особенно не рассказывала.
- А почему вы пошли именно на его курс?
- Впервые его спектакль я увидела, когда жила в Новосибирске и училась на актерском отделении местного училища. На следующий день после спектакля Виктюка все училище отказалось выходить на занятие по мастерству. Мы поняли, что все не так и надо жить по-другому. Когда я узнала, что у него будет набор, поехала в Москву. Мне было всего 19 лет. Так что, можно сказать, именно у него я выросла.
- А что значит стать режиссером у такого мастера?
- Я всегда помню о трех вещах. Я не хочу останавливаться. Не хочу, чтобы ему было стыдно за меня. И самое главное - хочу, чтобы он мог гордиться моими победами. Не ради собственного самолюбия. Просто если началась борьба за выживание, то я доведу эту игру до конца. Хотя искушений свернуть с данного пути очень много.