В прошлом номере мы начали знакомить молодых читателей "АиФ-Ярославль" с особенностями летнего трудоустройства и тонкостями разных видов временных работ. Сегодня мы расскажем о самых популярных способах заработка.
Плюс на минус
В случае с информационными изданиями работнику указываются конкретные адреса альтернативных подписчиков (тех, кто оформляет подписку не через почту, а непосредственно в редакции), по которым он должен будет ежедневно или еженедельно, в зависимости от периодичности издания, разносить номера.
К плюсам этой работы можно отнести большую степень свободы: еженедельники можно разносить в любое удобное время суток, лишь бы оказались на месте хозяева; ежедневные газеты, как правило, вручаются с утра, и, как говорится, весь день свободен. Заработок зависит от количества адресов, которые вы взвалите на свои плечи. Знатоки говорят, что полторы-две тысячи можно заработать, не особенно напрягаясь, а дальше кому как повезет.
Неприятности, которые могут ожидать вас на ниве альтернативной подписки, таятся в особенностях района, за который вы взялись, и характерах подписчиков. Может оказаться, что кто-то готов взять у вас газету исключительно из рук в руки и только с 8.00 до 9.00, у кого-то злая собака, а где-то можно бросить газету в ящик, но никто не открывает дверь в подъезд с домофоном. Неудобства также доставляют подписчики, проживающие в частном секторе, - просто потому, что вам придется долго идти от одного двора к другому.
Принцип разноски бесплатных рекламных газет примерно тот же, с той только разницей, что здесь вы не будете общаться с читателями и вникать в их радости и обиды. От вас потребуется попасть в подъезд (что еще сложнее, чем при работе на информационные издания) и разбросать продукцию по почтовым ящикам. Плюс, который вы можете найти в некоторых изданиях: порцию газет вам привезут на дом, останется лишь пройтись с ней по своему микрорайону. Минус: количество газет (и соответственно ваша прибыль) зависит от места вашего проживания.
Возьмите листовку!
Вторая (или уже первая?) по востребованности "специальность" среди школьников и студентов - промоутер. За красивым иностранным названием в действительности скрывается не очень приятная работа - раздача рекламных листовок на улицах или приставание к покупателям в магазинах и на рынках с предложением съесть, выпить, выкурить или примерить тот или иной продукт, который заказчику вздумалось продвинуть на рынок. Стать промоутером можно, обратившись в рекламное агентство, - их телефоны часто печатают в газетах, предлагающих работу.
Что это за работа, мы спросили у человека бывалого. Как нам рассказала Екатерина, студентка, второй месяц работающая промоутером, в каждом агентстве свои порядки. Где-то платят исключительно за часы работы (50 - 60 рублей в час), где-то работников делят на группы в зависимости от опыта и назначают разную ставку новичкам и опытным или даже своеобразный "оклад". В каждом агентстве своя система штрафов. Но основные почти везде неизменны: за опоздания, за перерывы больше положенного времени... За работу без формы (во время промо-акций) - штраф 50% от дневного заработка, за чтение, сидение, курение, прием пищи - 50%, за неактивную работу - 30%, за невыход на работу без предупреждения - увольнение без разговоров. За работой промоутера наблюдает супервайзер от заказчика, а расчеты раз в месяц производит менеджер агентства.
Кстати, работают промоутеры чаще всего безо всяких договоров и контрактов. В большинство агентств желающим устроиться достаточно принести паспорт и заполнить анкету, где указать возраст, цвет глаз, волос, вес и рост - на случай, если у заказчика будет особое представление о внешности нужных ему промоутеров.
Преимущества и недостатки этой работы в общем-то налицо. Хорошо в ней то, что график работы на каждый день можно выбрать самому. Хоть два часа стой, хоть четыре. Хоть днем, хоть вечером и столько дней в неделю, сколько душа пожелает. Можно принять участие в одной акции и получить необходимую срочно "пятихатку", а можно работать почти без выходных и заработать порядка шести тысяч рублей.
Неприятных моментов промоутеру тоже хватает. Легко ли стоять на одном месте несколько часов кряду и не присесть, не попить, не перекусить? А недовольные взгляды, а хамские реплики в ответ на ваше "возьмите листовку!", а приставания пьяных... При этом вы должны будете улыбаться, иначе схлопочете штраф. Выбрасывать листовки тоже нельзя - каждая стоит 80 копеек, и если вас засечет супервайзер - вычтут из зарплаты.
Вообще зарплата и настроение в большой степени зависят от супервайзера акции. К примеру, 30 процентов штрафа за "неактивную работу" полностью лежит на совести проверяющего.
Мифы общепита
О хлебности работы официанта или бармена до сих пор ходят легенды. Тут, мол, тебе и оклад, и чаевые, и масса возможностей для обвеса, обсчета и недолива... Но, пообщавшись с теми, кто трудится на ниве общепита в настоящее время, мы выяснили, что времена меняются и не всякому расхожему представлению о профессии можно верить.
Скажем, в пиццериях и недорогих закусочных, в которых чаще всего питаются те же студенты, чаевые оставляют крайне редко. В пивных палатках это и вовсе не принято, поскольку "на чай" клиенты дают за качество обслуживания. А какое обслуживание в палатке?
Что касается нечестных способов заработка, то еще четыре года назад они и впрямь были распространены у тех, кто устраивался на временную работу. Этому способствовала не только общая рыночная неграмотность общества, но и низкие оклады, которые назначались хозяевами заведений. На сегодня ситуация изменилась: и клиент научился пиво за 30 рублей отличать от пива за 60, и хозяева поняли, что выгоднее больше заплатить работнику, чем лишиться репутации и клиентуры. Появилось множество проверяющих, в том числе от поставщиков продукции, и за обнаруженную халатность (или жадность) официантов, барменов, а порой и администраторов наказывают очень жестко. В частности, недобросовестный персонал могут не только уволить, но и внести в "черный список" - а это значит, что работу в других кафе, барах и ресторанах человек не найдет еще долго.