На минувшей неделе муниципалитет Ярославля принял решение об увеличении доли муниципального имущества, подлежащей приватизации. Подразумевалась приватизация дирекций единого заказчика. Вообще-то перевод ЖКХ на частные рельсы был предусмотрен реформой жилищно-коммунального хозяйства. Но до поры до времени об этом только говорили как о событии какого-то отдаленного будущего.
Во-первых, не развит рынок сервисных компаний, обслуживающих жилье, - на весь Ярославль шесть управляющих компаний. Бизнес здесь трудно назвать прибыльным, можно даже сказать, что в этом плане он рискованный. Во-вторых, в областном центре огромное количество жилья, нуждающегося в капитальном ремонте. За него никто трезвомыслящий, собственно, и браться не хотел. Такое впечатление, что власти - как областные, так и городские - не особо-то мчались в русле реформы, закусив удила. Наверное, потому, что впереди не маячила ясная цель.
Ситуация была как на распутье. Среди жителей города, которым в авральном порядке в прошлом году предложили выбрать форму управления и управляющую компанию, шла самоагитация с социалистическим оттенком: голосуем, дескать, за ДЕЗы! Они хоть и работают никудышно, но свои, привычные. Такое вот мнение преобладало на очных и заочных собраниях, особенно среди пенсионеров, боящихся частного бизнеса, как черт ладана.
Итоги: к осени 2007 года 91 процент домов в Ярославле - это по данным городского центра обследования общественного мнения (ЦИОМСИ) - на обслуживании у ДЕЗов. И лишь девять процентов управляются частными сервисными компаниями, часть из которых, если покопаться в их истории, сформированы бывшими - и не всегда лучшими - работниками тех же ДЕЗов и РЭУ. В истории некоторых, кстати, вплетены длинные тяжбы с товариществами собственников жилья (ТСЖ) из-за завышенных расценок и элементарных поборов с жильцов.
И вот возникает федеральный фонд содействия реформированию ЖКХ. Он кардинально меняет ситуацию. Город, который войдет в программу, на первом этапе получит сотни миллионов рублей из федерального бюджета на капитальный ремонт или переселение из аварийного жилья. Лимит - от 500 миллионов до 8 миллиардов рублей.
Для этого нужно выполнить несколько условий. Они изложены в федеральном законе, вступившем в силу в июле этого года. На территории муниципального образования должны действовать коммерческие организации по оказанию услуг электро-, газо-, тепло- и водоснабжения. С долей капитала субъекта Федерации и МО не больше 25 процентов. Доля таких коммунальных предприятий должна быть не ниже 25 процентов. Причем с увеличением их числа до 50 процентов к 2010 году и до 80 процентов к 2020 году. В солидной прогрессии к 2011 году должно увеличиться и число домов, где образованы ТСЖ, - от 5 до 20 процентов. Кстати, по этому пункту Ярославль подходит, у нас уже есть десять процентов!
Между тем на капремонт - плюс к вливанию из фонда - должны потратиться и собственники жилья. Для чего и требуются "новые" формы управления, а также сами "собственники". Не говоря уже о том, что обязаны будут вложить средства и область, и город.
Обещанные миллионы стали стимулом для быстрых и решительных действий со стороны властей. (Надо думать, что на запах денег начнет подтягиваться и бизнес.) Первая ласточка - решение ярославского муниципалитета. Далее - имуществу ДЕЗов предстоят ревизия и оценка. Затем пройдет акционирование этих жилищных организаций (с контрольным пакетом акций у города). Как дело пойдет дальше, можно только предполагать.
Жаль только бабулек - они ведь голосовали за ДЕЗы в надежде, что их не обдерут как липку частные управляющие фирмы... Хотелось бы процитировать высказывание одного из работников департамента городского хозяйства Ярославля: "Очень оригинальный закон о создании фонда. Это очередная программа построения капитализма в России к 2010 году. Таким образом государство собирается вернуть то, что задолжало на капремонт регионам".