Примерное время чтения: 5 минут
626

Режиссер Игорь Селин: "Горе ума" - слоган нашего времени"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24 10/06/2009

На сцене Волковского театра молодой петербургский режиссер Игорь Селин, уже успевший прославиться своим эпатажным и авангардным взглядом на классические произведения, поставил спектакль по пьесе Грибоедова "Горе от ума".

Игорь Селин в Ярославле частый гость - в прошлом ему довелось вплотную сотрудничать с Ярославским ТЮЗом, где он поставил несколько детских спектаклей. На этот раз, в течение трех месяцев, Игорь готовил масштабный и дорогостоящий проект в стенах Волковского театра.

- "Горе от ума" Грибоедова - одно из самых популярных классических произведений на театральных сценах нашей страны, - уверен Игорь Селин. - Например, в вашем театре, начиная дореволюционным временем и заканчивая советской эпохой, этот спектакль ставился более десяти раз.

Еще и поэтому перед режиссером стоит задача вдвойне сложная: показать в ключе современности такое классическое произведение, традиционное восприятие которого у каждого из нас укоренилось еще со школьных лет.

- Моя задача - показать актуальность пьесы "Горе от ума", поэтому события в спектакле разворачиваются на фоне нынешней Москвы, мегаполиса, - увлеченно говорит режиссер. - На мой взгляд, суть пьесы - человеческие чувства - любовь, страсть, предательство, а не история костюма.

Что касается человеческих страстей и скандальных постановок, то здесь молодого питерского режиссера некоторые считают последователем эпатажного Романа Виктюка.

- Роман Виктюк - один из выдающихся режиссеров, по моему мнению, - соглашается Игорь. - В его театре я ставил несколько спектаклей, в том числе "Сон в летнюю ночь". И эстетика, и язык Виктюка мне очень близки, однако в работе я все-таки придерживаюсь собственных взглядов.

Для постановки спектакля Игорь собрал поистине звездную команду: сплошь обладателей театральных премий "Золотая маска" и "Золотой софит": около 100 костюмов для ярославских актеров были изготовлены по эскизам художника Ирины Чередниковой, над игрой света колдует Глеб Фильштинский, за пластику отвечает хореограф театра Романа Виктюка - Артур Ощепков, известный вызывающими по своей яркости и эротичности номерами.

- Еще одним важным моментом являются декорации-трансформеры, над которыми работал известный художник Александр Орлов, - рассказал Игорь.

- Гигантские буквы с подсветкой, из которых составляется название пьесы. Как известно, у произведения было три варианта заголовка: "Горе уму", "Горе от ума" и "Горе ума". Так вот последний вариант, на мой взгляд, - это тенденция, слоган нашего времени.

Интересен и тот факт, что труппе Волковского театра, которая почти в полном составе занята в постановке, на протяжении трех месяцев пришлось брать уроки французского, заниматься танцами и игрой на фортепиано.

Однако, несмотря на масштабность задумки, Игорь готов к тому, что не любой зритель сможет понять и принять такую трактовку классического произведения:

- Художественные задачи не всегда совпадают со вкусом публики. Я понимаю, что зрители судить меня будут строго и беспристрастно.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

На премьере "Горе от ума", которая состоялась в понедельник, был аншлаг - найти свободное место в зале было невозможно. Публика собралась самая разная - от заядлых театралов до организованных школьных групп.

Театральное действо на сцене с первых минут поразило своей насыщенностью: классический текст пьесы переплетался с монологами на французском, романсами, видеоинсталляциями. Чацкий предстал перед публикой в зеленом пиджаке, оранжевом шарфе и малиновых штанах, Софья и Лиза танцевали в балетных пачках, а Фамусов произносил свой знаменитый монолог "Учились бы, на старших глядя!" во время тренировки на беговой дорожке. И это лишь малая часть экстравагантных задумок режиссера, воплотившихся на сцене Волковского.

Как и ожидалось, реакция у зрителей была очень разной.

- Просто замечательная постановка: здесь и клоунада, и смелость, и жизненная правда, - восторженно говорила художница из Ростова Арина. - Смелость - это то, чего так не хватает современному искусству! Это самый сильный спектакль за последнее время, который я видела.

Однако у представителей старшего поколения такая трактовка классики вызвала негодование.

- Грибоедов, наверное, в гробу перевернулся! - возмущается преподаватель технического университета Сергей Иванович. - Таким постановкам не место на сцене старейшего академического театра. Я привел с собой внучку, которая в следующем году будет изучать Грибоедова. Так вот она не может даже понять, о чем этот спектакль.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах