Было страшно, и руки тряслись
- Ирина Борисовна, вам не кажется, что ваша профессия окутана ореолом романтики, необычности?
- Для меня реставрация всегда была чем-то загадочным. Поэтому когда после окончания живописного отделения Ярославского художественного училища я устраивалась по распределению работать в музей «Ростовский кремль», то попросилась на должность реставратора. О профессии я вообще ничего не знала, но хотела попробовать. В реставрационной мастерской я познакомилась со своим первым учителем - Юрием Барановым. Он рассказывал мне о том, что и как делается, но это были только азы.
- Почему вернулись в Ярославль?
- Жить в Ростове мне было негде, и я перевелась в Ярославский музей-заповедник. Оказалась единственным реставратором. Начинать было безумно сложно. Посоветоваться не с кем. Иногда начинало казаться, что нужно уходить из профессии. И тут меня отправили на стажировку в Москву во Всесоюзный научно-реставрационный центр имени Грабаря. Учёба в центре стала переломным моментом в моей жизни. Учителя относились к нам, молодым реставраторам, как к детям, с ними мы учились давать характеристику произведению, укреплять иконы, раскрывать первоначальную живопись, определять количество слоёв записей и восстанавливать недостающие элементы. Через месяц занятий я стала более уверенной в своих силах.
- Помните свою первую работу?
- Конечно, это икона «Георгий Победоносец». Работа была сложная, большое количество красочного слоя потеряно, пришлось по крупицам восстанавливать. А вот в музее-заповеднике первой восстановила икону «Воскрешение Лазаря», написанную в XVII веке. Было страшно, руки тряслись, но хотелось доказать, что могу, и доказала.
История болезни
- Как проходит процесс воссоздания образа?
- Работа над иконой начинается с укрепления всех слоёв живописи и древесины. Только после этого начинаешь исследование - с помощью микроскопа и увеличительной линзы выясняешь, сколько раз икону «поновляли» - подкрашивали, покрывали олифой, высветляли. Все данные записываешь в реставрационный паспорт – это своеобразная история болезни иконы. Без этого документа не работает ни один музейный реставратор.
- Разве изображение можно высветлить?
- Дело в том, что олифа, которой покрывают красочный слой для защиты, имеет одно неприятное свойство – через 70-100 лет она темнеет. До того как сложилась школа реставрации, иконописцы сами подновляли иконы. Способы были иногда очень варварскими. Например, слой олифы счищали или промывали раствором щёлока с золой. После щёлока образ высветлялся, но при этом смывалась и сама живопись. Тогда иконы дописывали или переписывали.
- Сколько может быть слоёв на одной иконе?
- Количество слоев записей зависит от возраста образа - в среднем поновляли раз в 70 лет. Мне чаще приходится работать с реликвиями, на которых от 2 до 6 слоев. Но знаю, что есть иконы, где выявляли и больше.
- На реставрацию требуется много времени?
- Это сложный и кропотливый процесс. Можно сделать работу за месяц, а можно не сделать и за десятилетие. Всё зависит от сохранности иконы, её состояния и размера.
Послание из прошлого
- Вам удавалось совершать открытия?
- Иногда такое случается. Однажды я работала над небольшой иконой Спаса . Она была почти чёрная, изображение не просматривалось. И чтобы определиться с выбором техники, сделала рентгенограмму. Посмотрела снимок и не поверила глазам: рука Спасителя оказалась в другом месте! Выяснилось, что во время поновления иконы в XVIII веке положение руки и одежду переписали. Я вернула иконе её первоначальный облик.
- Известно, что в иконописи не принято подписывать свои творения, были ли исключения?
- Иногда художники всё же оставляли на произведении информацию о том, когда, кто и по чьему заказу писал лик. Так было с иконой Толгской Богоматери. Образ был практически раскрыт, когда на тёмно-зелёном фоне стали видны слова. Мелким, аккуратным почерком было написано: «Сей образ писал града Ярославля Дмитриевский дьякон Иоанн Андреев Костромитин». Также в процессе работы над иконой была открыта дата написания - 1715 год. Благодаря реставрационным работам удалось выяснить, что данная икона Толгской Богоматери является самой ранней работой Иоанна Андреева Костромитина.
- Разве не на обороте подписи прятали?
- Уникальность надписи состояла как раз в том, что она была на красочном слое, а не на обороте.
Не пожалела о выборе
- Художники, которые расписывают храмы, перед работой постятся, читают молитвы. Вы придерживаетесь этих правил?
- Я не пощусь, но стараюсь перед работой настроиться на позитивный лад, ощущение душевной чистоты. Работа для меня - радость. За 33 года, что работаю в этой профессии, я ни разу не пожалела о своём выборе.
- Приходя в церковь или на экспозицию в другой музей, как вы оцениваете иконы?
- Сначала я как зритель оцениваю художественность, красоту произведения. И только потом начинаю смотреть на иконы как профессионал.