Две премии губернатора
- Елена Андреевна, есть стереотип, что музейное дело - очень скучное, почему вы начали им заниматься?
- Я просто всегда знала, что буду работать именно в музее. Очень любила историю и не представляла, что свяжу свою жизнь с чем-то другим. Несмотря на то, что у меня диплом педагога, историческое образование я получала исключительно для того, чтобы работать в музее. Для меня, например, скучна математика и совершенно невыносимо сидеть весь день за компьютером. Я нашла своё дело по душе.
- Чем вам запомнилась первая экскурсия?
- Это было в 1978 году, я пришла в музей-заповедник как научный сотрудник архитектурного отдела, и моя первая экскурсия была на профпригодность по Спасо-Преображенскому монастырю. Проводить её пришлось в экстремальных условиях. Помню, было очень холодно, шёл снег. И комиссия, принимающая экскурсию, выбрала кабинет, откуда хорошо было видно территорию монастыря. Рассказывать мне пришлось, показывая на объекты из окна. Но приняли сразу.
- Экспозиции начинались так же необычно?
- Знаете, я приходила в музей-заповедник три раза. Впервые мне удалось прикоснуться к экспозиционному делу в 1971 году, года я была смотрителем. Экспозиция называлась «Выставка новых поступлений 1971 года», мне позволили расставлять предметы, даже что-то отреставрировать. Потом я ушла из музея на учёбу. А вторую экспозицию я уже делала в качестве научного сотрудника. Она называлась «Эпиграфические памятники Спасского монастыря». На самом деле это были белокаменные надгробные плиты, найденные во время археологических раскопок на территории музея. Во время работы я узнала много интересного об исторических личностях, которые были у нас захоронены, даже обнаружила, что некоторые факты нашими экскурсоводами излагались неправильно. Но, конечно, всё-таки было тяжело, и мне очень помогла Нина Яковлевна Тарасова, её можно назвать легендой ярославского музейного дела. Эта экспозиция простояла 20 лет.
Потом было более 20 выставок и экспозиций, и каждый шаг приносил новые знания и навыки. Так вышло, что я получила подряд две первые премии губернатора в области экспозиционного дела. Пока этот рекорд не побит. (Смеётся).
Но, честно говоря, больше всего я горжусь выставкой, которую сделала не сама, просто организовывала работу - это новая экспозиция «Слова о полку Игореве». Нам удалось и почтить память Дмитрия Сергеевича Лихачёва, и отдать дань уважения строителям первой экспозиции, и что-то развить, сделать её более лёгкой для восприятия. Можно сказать, мы вернули к ней интерес.
Куда притянуло
- А третье возвращение в музей…
- …произошло в 2001 году. Из музея мне пришлось уйти в областной департамент по культуре и туризму, как говорится, в добровольно-принудительном порядке. Я три года проработала заместителем директора и всё равно вернулась в музей.
- Как сегодня, на ваш взгляд, поставлено музейное дело в Ярославской области?
- Сейчас оно на достойном уровне, и это не только моя точка зрения, но и европейских экспертов, которые очень высоко нас оценивают. Конечно, у меня есть возможность сравнивать. В Европе видны большие денежные вложения в музейное дело и туризм. А мы при таких скудных средствах умудряемся из ничего сделать конфетку. Во многом это зависит от людей, которые этим занимаются, от их энтузиазма. Например, Олег Алексеевич Жаров, вдохновитель музея в Вятском. Он приехал туда совсем чужим человеком и понял саму суть села. Теперь, когда он идёт по улице, с ним каждый здоровается. Сейчас в Вятском находится мощный историко-культурный центр, безусловный лидер на общероссийском фоне. Когда делается хорошее дело, к нему тянутся люди. Вот и меня туда притянуло. (Смеётся).
Коллекция графинов
- Ваш сын Максим пошёл по вашим стопам?
- Он долго искал себя. Сейчас работает реставратором монументальной живописи. Так что, можно сказать, что сектор интересов схожий.
- У вас есть увлечения помимо музея?
- Я почему-то люблю стекло во всех его проявлениях. Не хрустальные вещи, а именно стеклянные. Графин, на мой взгляд, - самая совершенная форма. У меня их целая коллекция. Мне нравится заполнять графины водой, камушками, вином, по-разному подсвечивать, чтобы всё это играло. Нравится, как в стекле смотрятся цветы. Но все мои коллекции с дальним прицелом, чтобы потом их можно было где-то использовать. Я когда-то собирала коллекции ангелов своим приятельницам. Сейчас я уже мыслю создать музей ангелов в Вятском. К Рождеству мы сделаем выставку, и это будет первый шаг. Я думаю, что у нас получится очень красивый проект.
Досье
Елена Анкудинова - заслуженный работник культуры РФ. Родилась в городе Советская Гавань Хабаровского края в семье военного инженера-связиста и учительницы географии. В 1978 году окончила исторический факультет ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. С 2001 по 2010 г. директор Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.