Он мог бы стать большим художником, но стал реставратором, а точнее – копиистом. Звучит более чем скромно.
Но для самого Адольфа Овчинникова, памяти которого открылась в минувшую субботу выставка в Государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике Переславля-Залесского, важны были не титулы и регалии, не словесные определения себя самого, а верность пути, который он ощущал как служение. И он действительно многое успел за свои не полные 90 лет.
Банк иконографии
Адольф Николаевич Овчинников (1931-2021) всю жизнь проработал во Всероссийском художественном научно-исследовательском центре имени академика И.Э. Грабаря. Воспитанный в верующей семье, икону он с детства понимал как молитву, как богоискательство, считал её скорее не образом, но подобием всего, что выше. Сокрушаясь о состоянии современной иконописи, он создал уникальную коллекцию копий-реконструкций памятников монументальной и станковой живописи VIII–XVII веков – своеобразный банк иконографии истинной, времён, когда художник не выпячивал себя, не заботился об имени, но говорил с Богом.
«Художник – кисть в руках Божьих. Получилось? Слава Богу! Не получилось, ну хоть тогда не называйся. Такая анонимность по мне».
Силами учеников
Коллекцию свою – тысячи и тысячи копий икон и фресок! – Адольф Николаевич безвозмездно передал государству. С ней может ознакомиться каждый желающий в Москве в «Иконотеке А.Н. Овчинникова». Открывшаяся же в Переславле выставка организована силами учеников мастера, приехавших из Москвы и Санкт-Петербурга, чьи работы и представлены сейчас в залах музея. На открытии выставки иконописцы и реставраторы оживлённо обсуждали нюансы своей профессиональной деятельности, вспоминали кропотливость и искренность своего учителя, планировали проведение творческих встреч и мастер-классов… Однако на корпоративный междусобойчик это событие похоже меньше всего, ведь речь идёт о той самой традиции, благодаря которой мы, возможно, и ощущаем себя народом до сих пор.
Неожиданным было появление здесь Веры Стрельниковой, помощника президента Академии наук Чеченской Республики: «Я приехала передать вам приветствие от чеченских братьев и сестёр и лично от Рамзана Кадырова. Мне хорошо здесь, среди православных икон. Мне хорошо в Чечне, потому что не может быть страшно там, где люди пять раз в день молятся…» Надо ли говорить, в какой особенной тишине звучали эти слова.
Выставка продлится до 20 ноября, экспозиция будет дополняться работами самого Адольфа Николаевича, а Переславль-Залесский – город древних монастырей – особенно прекрасен осенью. Приезжайте!
(12+)