Примерное время чтения: 3 минуты
286

Глина с частичкой души. Гончар из Киргизии создаёт «живую» посуду

Анастасия Григорьева / АиФ

Превратить бесформенную массу в произведение искусства под силу лишь опытным рукам гончара. Насколько сложна эта профессия и можно ли научиться создавать изделия из глины на дому? Об этом журналисту yar.aif.ru рассказал гончар из Гаврилов-Яма.

Мастера из Ленинграда

На гончарном производстве в Гаврилов-Яме волшебство случается ежедневно. С руками по локоть в глине здесь трудится Абдулмалик Абдукаримов – специалист из Кыргызстана. Обучаться нелёгкому пути гон чара мужчина начал в юности, заинтересовавшись необычной работой на своей родине.

«Увидел один раз по телевизору – и решил поискать гончаров. Таких специалистов у нас практически не было. Я читал литературу по гончарному делу. Потом к нам в город на реставрацию приехали специалисты из Ленинграда, по счастливому совпадению они были гончарами. Я с ними познакомился, мне показали, как работает гончарный круг и как правильно выбирать глину», – рассказывает мастер.

Лепка на гончарном круге стала для мужчины маленьким хобби. Позднее Абдулмалика Абдукаримова пригласили работать в творческий центр «Золотая долина», где вместе с молодыми ребятами мужчина создавал оборудование для гончарного дела и лепил посуду с национальным орнаментом.

«Мы находили токарей и металл, из которого нам вытачивали плиты для гончарного круга. Прикручивали к деревянным столам его мы сами, ногами крутили механизмы, без электричества. Я выучился на инженера механика и примерно знал, как всё работает. Обжигали изделия в печи, подвешивая их на крючья. Определяли время готовности изделия на глаз: засовывали в печь алюминиевую ложку. Если она сразу плавилась, значит, температура где-то 900 градусов. Глину мы выкапывали из земли и сами просеивали», – говорит гончар.

В Ярославской области Абдулмалик Абдукаримов оказался случайно: встретил земляка, который собирался переезжать в Россию. И уже в Гаврилов-Яме мужчина устроился на работу на гончарный завод.

«Глина умеет дышать»

Работа гончара начинается с правильного подбора материала. Мастер считает, что для изделий подойдёт не любая глина.

«Есть, например, мужская и женская. Женская глина более мягкая и пластичная. В мужской глине больше песка, она плохо держит форму, если её не смочить. Глину можно смешивать, чтобы она была более жирной или мягкой. В Ярославской области глина более песочная», – говорит гончар.

Любой маленький горшочек создаётся постепенно, когда глину помещают на гончарный круг. Здесь материал раскручивается, а гончар начинает придавать глине форму: «Вылепливаем цилиндр, в нём делаем сферу – «тело» горшочка. На него можно инструментами на нести рисунок. Потом изделие должно за неделю высохнуть, а после горшочек нужно обжечь в печи при температуре до тысячи градусов, чтобы глина стала прочной».

Гончар отмечает, что глина – «живой» и очень полезный минерал. Он целебный, именно поэтому глиняная посуда считается более удобной и безопасной в использовании.

«Именно из красной глины посуда более полезная. Например, вы пьёте горячий чай – и не обожжётесь. Внутри глины всё тепло расходится равномерно по стенкам, ведь она пористая. Глина умеет дышать. Раньше в поле выносили молоко в крынках, и оно не прокисало. Ветер, когда проходил сквозь стенки сосуда, в небольших количествах испарял молоко. Его температура также понижалась, что позволяло ему дольше оставаться свежим», - рассказывает Абдулмалик Абдукаримов.

Сам гончар считает свою работу настоящим искусством, где каждое изделие вбирает в себя частичку человека: «Это как медитация. Каждое изделие воспринимает энергетику его создателя. Даже простая глиняная вещь к себе тянет, потому что там есть частичка души. Нужно в каждое изделие вкладывать свою душу, тогда это будет на стоящее творчество».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах