Примерное время чтения: 7 минут
591

В интернет по нужде. Герберт Кемоклидзе о вкусовщине и моде в литературе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. Аргументы и Факты - Ярославль 11/02/2015
Низкопробные детективы и дамские романы заполонили книжные развалы.
Низкопробные детективы и дамские романы заполонили книжные развалы. / Анна Бояринцева / «АиФ-Урал»

В последних числах января в Ярославле торжественно открыли Год литературы. Поможет ли это сдвинуть с мёртвой точки накопившиеся проблемы и насколько жизнеспособна современная литература, мы попросили рассказать известного ярославского писателя Герберта Кемоклидзе.

Ольга Савичева: Герберт Васильевич, какие проблемы переживает литература в наши дни?

Досье
Герберт Кемоклидзе родился 16 октября 1939 года в Туапсе. Окончил филологический факультет ЛГУ. Работал корреспондентом в журнале «Крокодил», редактором в издательстве «Верхняя Волга» и замредактора в газете «Золотое кольцо». Автор многих книг. Дважды награждён премией имени Л. Трефолева и дважды - премией имени Сурикова за достижения в литературе и журналистике. Заслуженный деятель культуры РФ.
Герберт Кемоклидзе: Главная проблема - снижение значимости творческих союзов. Это видно на примере положения у нас в области. Вместо того чтобы объединять писателей и способствовать их творческому развитию, ярославские отделения союзов заняты внутренними распрями и раздорами, писатели снимаются с учёта. Взамен талантов, покидающих местные союзы, в них, для сохранения количественных показателей, принимаются авторы, творчество которых теплится на уровне ниже среднего. Поэтому у нас в области многие интересные писатели не хотят связывать свою творческую жизнь с союзами в их нынешнем состоянии. А ведь эти писатели достойно представляют ярославскую литературу не только на просторах России, но и за её пределами - Валерий Есенков, Евгений Коновалов, Олег Горшков, Александр Беляков, Наталья Ключарёва и другие. Примечательно, что их имена не увидишь в местном, выходящем за счёт государственных средств литературно-художественном журнале, отличающемся, на мой взгляд, вкусовщиной, однообразием и никак не отражающем всей широты и глубины ярославской литературы.

- Согласны ли вы с мнением, что современная литература - низкопробная в большинстве своём и не стоящая внимания?

- Не могу согласиться. В России много писателей, которые, несмотря на все трудности, работают на высоком профессиональном уровне, выпускают замечательные книги. Взять хотя бы последний роман Захара Прилепина «Обитель», получивший заслуженное признание. Да, выходит множество произведений на потребу непритязательной читательской публике - в основном это низкопробные детективы и так называемые дамские романы. Эти произведения подавляют своим глянцевым количеством, но отнюдь не качеством. Понастоящему сильные, актуальные, высокохудожественные произведения уступают поделкам по тиражам, но они предназначены для думающего читателя, а не для того, кому по вкусу слезливая или жестокая «развлекуха».

- Сегодня литературу во многом заменяет интернет и ТВ. Почему?

- Я бы этого не сказал. Литература, интернет и ТВ существуют параллельно, имея каждый свою нишу. Литературе уже много раз прочили гибель. То предрекали, что её вытеснит кино, теперь вот пугают телевидением и интернетом. Но разве в интернете на литературных сайтах не литература? Да, там много поделок и безделушек. Но есть и сильные вещи. А телевидение без литературы само попадёт в безвыходное положение. Ведь лучшие телефильмы созданы на основе литературных произведений. Другое дело, что у постановщиков вошло в моду осовременивать классику. Им кажется, что так легче обратить на себя внимание. Иной раз классиков подают в таком виде, что те, так и вижу, ворочаются в гробах. На мой взгляд, современность лучше показывать, экранизируя произведения хороших современных писателей. А таких немало.

- Стало модным выкладывать свои творения в интернет. В советское время такое бы просто не напечатали, а сейчас - пожалуйста, многотысячная аудитория. Хорошо это или плохо?

- Это, на мой взгляд, не мода, а нужда. Причины разные. Одна из них - невозможность издать свою книгу в настоящем издательстве. Настоящее издательство - то, которое издаёт книги не за счёт авторов и спонсоров, а за счёт своих средств. А потом само распространяет книги через книготорговую сеть. Такие издательства в нашей области отсутствуют. Если в какое-нибудь из них нагрянет новый писатель с произведением, которому могли бы позавидовать Достоевский и Чехов, с него… потребуют денег! И вот он вынужден выложить свой шедевр в Интернет. А что дальше? Этот шедевр затеряется в Сети среди тысяч поделок.

Что же касается советского времени, то при всех его недостатках издательская работа была поставлена на высокий уровень. Да, была цензура, но, всё же какие выдающиеся художественные произведения, в том числе Булгакова, Платонова и Ахматовой, вышли в советское время! Иной раз не сразу, но вышли. Когда СССР распался, некоторые люди стали ожидать, что сейчас выплеснутся на прилавки великие творения, которые пылились в столах. Но таких не оказалось.

- Почему, на ваш взгляд, сегодня так мало издаётся литературы для детей?

- Я не думаю, что детская литература переживает кризис. Издаются новые хорошие произведения для ребят. Вот у нас в Ярославле появилась замечательная писательница Анастасия Орлова. Её стихи для детей младшего возраста активно издаются в Москве и других регионах. Готовится издание книги и в Ярославле.
Миссия детской литературы остаётся неизменной со дня её возникновения: надо учить детей доброте, расширять их кругозор, помочь им лучше разобраться в жизненных событиях, привить им любовь к отчизне.

Но дети читают не только то, что где-то сами находят, и не только то, что им предлагают взрослые. Они читают и то, что рекламирует телевидение. Вот поэтому, к примеру, так популярен Гарри Поттер. Но это не значит, что он один интересен детям. С успехом проходят встречи ребят с современными писателями.
Осмелюсь судить по себе, грешному. Недавно в детской библиотеке имени Крылова прошли презентации моей книги «Приключения Компика и Интернетки». Ребята живо воспринимали происходящее в книге, выстроились в очередь за нею. Надеюсь, что интерес к книге не ослабнет - ведь она написана на современную тему.

- Почти перестали печататься юмористические журналы и книги. Может, смех стал одним из подавляемых обществом явлений?

- Воспринимаю как большую беду, что перестали выходить юмористические и сатирические журналы, такие как «Крокодил». И совсем не потому, что смех подавляется. Вон на телевидении куча комедийных передач. Но беда в том, что юмор в них примитивен и очень часто относится к предметам, располагающимся ниже пояса.

Высокую репутацию «Крокодилу» создавали фельетоны, а теперь они оказались не нужны. Ведь после фельетона в «Крокодиле» (а я был его корреспондентом) принимались меры, назывались и наказывались виновные, о чём сообщалось в журнале. А теперь чиновные органы не обязаны отвечать на критику. И фельетон потерял смысл.

Что же до юмористических книг, то они выходят - как же без них. Ведь человека можно считать человеком только в том случае, если у него есть чувство юмора. Но юмор нужен не для того, чтобы позубоскалить над недостатками, облегчив себе душу. Просто посмеяться - это одно. А проявить гражданскую сознательность и добиваться устранения недостатков - это уже совсем другое. Когда предметом юмора становятся не отдельные недочёты, а вредоносные общественные явления - это уже сатира. А таких явлений в стране много, и ярославская жизнь тут не служит исключением.

Объекты сатиры не меняются в течение многих веков. Просто они приобретают другие формы, приспосабливаются к новой действительности. Взяточничество, самодурство, распущенность, разгильдяйство, процветание одних за счёт других, всего не перечислишь. И надо не только посмеиваться над этими явлениями, но и бороться с ними. Литература в этом надёжная помощница.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах