Примерное время чтения: 6 минут
378

Кому мешки с детективами? Евгений Ермолин - об итогах Года литературы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. Аргументы и факты - Ярославль 20/01/2016
Владислава Куимова / АиФ

Как известно, 2015 год в России был назван Годом литературы. Согласно плану властей по всей стране прошли многочисленные выставки, ярмарки и фестивали. Удалась ли властям попытка вернуть статус «самой читающей нации»? Об итогах Года литературы мы поговорили с журналистом и литератором Евгением Ермолиным.

Читатели и нечитатели

Владислава Куимова, «АиФ-Ярославль»: Евгений Анатольевич, как на ваш взгляд, прошёл Год литературы по всей стране в целом, и в Ярославле в частности?

Досье
Евгений Ермолин родился в Архангельской области в 1959 году. Закончил факультет журналистики МГУ и аспирантуру Института искусствознания. Профессор, доктор педагогических наук. В Ярославле с 1981 года. Работал в редакциях ярославских газет, московских и ярославских литературных журналах. Член Литературной академии национальной премии «Большая книга». В 2015 году был членом жюри литературной премии «Дебют». Заведующий кафедрой журналистики ЯГПУ.
Евгений Ермолин: Мне кажется, год не повлиял на отношение в обществе к литературе и чтению. Писатели пишут, читатели читают, нечитатели не читают. Всё так, как было прежде. Литературное пространство не растёт. Очевидное варварство во многих сферах жизни угнетает. Но если многого не требовать, то можно признать: было немало заметных мероприятий, потрачена куча денег. Некоторые затеи кажутся мне удачными. Например, книжная ярмарка на Красной площади 25-28 июня; Красноярская ярмарка книжной культуры; Международная ярмарка интеллектуальной литературы «Non/fiction № 17». Некоторые - нет. Я говорю о читке «Войны и мира» всем миром. Внеплановая кульминация российского Года литературы - Нобелевская премия русскоязычной писательнице Светлане Алексиевич.

В Ярославле за год не случилось ничего такого, что имело бы большой резонанс. После закрытия литературного журнала «Мера» литературный процесс в регионе ушёл в тину. Остались какие-
то разовые события. И в порядке исключения - регулярные литературные проекты, живущие за счёт волонтёрских усилий. Среди них - литературный конкурс в составе Васильевских чтений.

Смешно, но самым заметным событием стала афера ярославской почтмейстерши Ларионовой, которая собрала банду и ограбила отделение на 8,5 миллионов рублей, а чтобы скрыть следы преступления, подменила мешки с пенсиями на мешки с детективами Дарьи Донцовой, которые и вдохновили её на преступление.

- Достаточно ли проходило, на ваш взгляд, массовых общественных мероприятий для читателей?

- Литературная и окололитературная среда жила сама по себе, в основном на подножном корму. А массовых мероприятий было недостаточно. Почему я так думаю? По моим наблюдениям, эффект от них был невелик: а значит, количество не перешло в качество.

«Это от невежества»

- Почему большинство ярославцев не знают своих земляков - писателей и поэтов? Конечно, за исключением Николая Некрасова.

- Потому что их нет в школьной программе. Я думаю, это неправильно и нужно менять. Также меня огорчает, что даже по случаю Года литературы наши местные телеканалы всерьёз не занялись популяризацией хороших ярославских писателей. Это от невежества, конечно.

- А среди современных ярославских литераторов может ли кто-то попасть в учебники? О ком память может пройти через несколько поколений?

- Кто знает?.. Память - штука ненадёжная. У нас всё-таки не дикое поле. Есть с десяток-другой хороших поэтов, пяток прозаиков, несколько критиков. Ещё десятков пять более-менее одарённых графоманов. И довольно запущенная литературная инфраструктура; её бы надо совершенствовать, но энтузиастов мало и общественная поддержка им недостаточная.

Есть литература, которая не весьма заинтересована в читателе. Творчество для писателя - способ говорить, когда нельзя молчать, причём говорить очень по-своему, всей полнотой своей самобытной личности. Читателям это не всегда понятно. С другой стороны, в обществе явно недостаёт средств популяризации и трансляции литературы. Некому из тех, у кого есть власть и деньги, этим заняться. Наш правящий класс развращён. А на литературе много не распилишь. Наконец, и многим писателям недостаёт чувства реальности, творческой воли к коммуникации с человечеством.

- Какая литература сейчас актуальна?

- Актуальной политики и острых углов в литературе мало. Многие прозаики эмигрируют в прошлое, ищут поводы для вдохновения там. Читатели латентно, наверное, ждут литературу, которая объяснит им мир и вдохновит на творческую жизнь. Но таковой маловато, и они читают больше всего развлекательную прозу с какими-то не самыми примитивными добавками. Вроде бы самым тиражным прозаиком в 2015 году был у нас Борис Акунин - вот такой стандарт. С другой стороны, главными литературными премиями в стране отмечены отличные прозаики, реально очень интересные, с важными текстами: Гузель Яхина, Валерий Залотуха, Александр Снегирев, Сергей Самсонов...

- Почему поэзия больше не вызывает отклика у современных читателей?

- Современная поэзия очень разная. Есть вполне популярная: рэп-поэзия, рок-поэзия. Но есть и поэзия для чтения, она часто сложна для восприятия, потому что требует понимания сугубо личного творческого замысла, реализуемого абсолютно персональными средствами. Поэт часто изобретает особый язык, чтоб сказать что-то небывалое или выразить остро-интимное. Магистральный путь развития поэзии, мне кажется, - от письма к чтению поэтом стихов вслух, к интерактивной коммуникации поэта и аудитории. Те, кто умеет и хочет это делать, - имеют резонанс.

Культурный кризис

- Вы считаете, что в России наступил гуманитарный кризис?

- Да, и общекультурный, и кризис общественной морали. Да и чтение…Ту историческую роль, которую играла литература ещё лет 20 назад, заново не сыграть. Поэтому вернуть ничего нельзя. Но сделать чтение базисным элементом, характеризующим современного человека, в принципе нетрудно. Нужна грамотная медийная политика, умные инвестиции в образование и медиасферу. Я не замечаю, чтобы в обществе кто-то из влиятельных фигур или организаций этим всерьёз занимался.

В мире русская литература не очень востребована потому, что немногие наши писатели умеют говорить с глобальной современностью на её языке. По многим параметрам Россия сегодня - культурная провинция. Увы.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах