На прошлой неделе в муниципалитете Ярославля обсуждали бюджет города на следующий год.
Предварительные параметры документа оказались неутешительными – город может стать банкротом. Дефицит бюджета в 2014 году, по предварительным подсчётам, составит 671 миллион рублей.
Муниципальный долг Ярославля к 1 января 2014 года может увеличиться до 4,5 миллиардов рублей. Что привело к ухудшению экономического положения Ярославля, мы разбирались с доктором экономических наук Владимиром Пефтиевым.
Ярославль оказался на грани банкротства потому, считает Владимир Ильич, что в управлении города мало профессионалов.
- Доходы меньше расходов, долги растут из года в год - это запущенная проблема, - объясняет Владимир Ильич. - Она появилась не вчера и не два-три года назад, а значительно раньше. Хотя удивительно, как промышленно развитый город может иметь такой дефицит.
Тем не менее, наш эксперт уверен, что Ярославль не будет признан банкротом:
– Это длительная процедура. Для России ситуация, когда кредиторы подают в суд на город, нетипичная. У нас это не принято.
Несмотря на это, в ближайшие три года, уверен Владимир Пефтиев, Ярославлю придётся очень трудно. Больше всего пострадает население. Не хватит средств на расселение ветхого и аварийного жилья, на реализацию социальных программ, ремонт дорог. Больше всего, по прогнозам эксперта, пострадает сфера ЖКХ, а также некоторые социальные объекты, возможны отмена льготного проезда, повышение тарифов.
Владимир Ильич рассказал о нескольких способах выхода из сложившейся ситуации, первый из которых - сокращение административно-хозяйственных расходов.
- Административно-хозяйственные расходы предельно велики, - утверждает Владимир Пефтиев. – Их нужно сократить, но вместе с тем придётся сокращать и чиновников. Тут есть вероятность, что будет создан новый орган, и тогда ресурсы просто будут перетекать из одного учреждения в другое.
Ещё один способ - банковский кредит, но тогда у города будет расти основной долг и к нему прибавится банковское обслуживание.
- Лучше всего попробовать метод реструктуризации долга, - уверен Владимир Ильич. – При нём увеличивается срок погашения кредита, а процентная ставка снижается. Но придётся доказать, что существуют чрезвычайные обстоятельства.
Самым трудным способом является повышение эффективности бюджетных вложений и ресурсов, так как много их нецелесообразного использования и финансовых нарушений.
Нужно создавать новые производства, новые рабочие места. Надеяться только на помощь извне нельзя - надо выкручиваться самим.
Мнение эксперта
Депутат муниципалитета города Ярославля Антон Голицын:
- По прогнозам, все статьи бюджета будут финансироваться примерно на 70 процентов от уровня этого года. С учётом инфляции, на 60, а, может, и вполовину, учитывая дефицит и неизбежный секвестр. На ремонты школ в следующем году деньги закладывать не собираются. Бюджет развития сокращается до копеек. Не просматриваются даже деньги, необходимые для софинансирования областных и федеральных программ, в частности расселение ветхого и аварийного жилья. Нет денег на программу "Молодая семья", на уборку улиц.
Мне видится два сценария развития событий. Первый - наиболее вероятный - власти будут пытаться сохранить хорошую мину при плохой игре. Влезать в новые кредиты на исполнение основных обязательств, просить деньги у области. Но где-то через год-полтора наступит крах - нечем будет расплачиваться по кредитам, нечем будет платить зарплату и не на что убирать город.
Второй вариант - эскалация конфликта уже сейчас, и перевод его на федеральный уровень. Например, не убирать город вообще, раз нет на это денег. Скандал российского масштаба.
Есть ещё один путь - резкие и неоднозначные меры, направленные на сокращение всех возможных расходов, и попытка жить по средствам. Но на это нужна политическая воля, которой сейчас нет.