Разобраться в этом читателям «АиФ» помогла Ольга ХОЛОДОВА, учитель высшей категории, автор курса по развитию познавательных способностей у детей.
Для первоклашек
Что делать, если сын боится идти в школу? Он просто не представляет, как будет обходиться полдня без мамы.
Владислав Муравьёв
- Родители часто увлечённо обсуждают школьные проблемы. Их беспокойство передаётся ребёнку. Не позволяйте себе и другим говорить: «не будешь делать сейчас, в школе придётся», «тебя вообще в школу не возьмут». Это не означает, что вы должны расписывать школьную жизнь как непрерывный праздник. Но об учёбе надо говорить с уважением. Объясняйте ребёнку: для того чтобы учиться, нужно прикладывать усилия. Не всегда придётся делать только то, что нравится. В школу надо ходить каждый день, потому что каждый урок - это открытие нового знания.
Что необходимо знать и уметь поступающему в 1-й класс?
Анна Давыдова
- Главное - социально-психологическая готовность к школе. Важно заинтересовать ребёнка получением новых знаний. Обратите внимание на его умение общаться. Хорошо, если ребёнок легко вступает в контакт, признаёт авторитет взрослых. У будущего первоклассника должна быть хорошо развита рука (тогда он уверенно владеет карандашом, ножницами), пространственная ориентация (умение правильно определять «выше-ниже», «больше-меньше», «вперёд-назад» и т. д.). Ребёнок должен уметь правильно перенести в тетрадь простейший графический узор (например, из книг), а также удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут.
Для младше-классников
Школьник просит помочь выполнить уроки. Я бы рада, но вдруг из-за этого он не сможет вырасти самостоятельным?
Валентина Сергеева
- Если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо учился, ему нужно помогать. Только ваше желание помогать должно быть искренним – общайтесь с ним с удовольствием, а не отбывайте повинность. Тогда ребёнок будет стараться и ради себя и ради вас. И постепенно постарайтесь давать ребёнку возможность проявлять самостоятельность.
Если в дневнике сына вдруг появится двойка, что делать? Ругать вроде бы плохо. Может, просто не обращать на неё внимания?
Александр Ухотин
- И надеяться, что всё образуется само собой? Возможно, такой отметкой ребёнок добивался вашего внимания к себе. Серьёзно, по-взрослому обсудите с ним такой результат, но не ругайте. Попробуйте вместе разобраться в причинах (просто не выучил или что-то другое). Можно посетовать на огорчение, которое он доставляет вам плохими отметками, но обязательное правило - делайте это наедине, не ставьте ребёнка в неловкое положение ни перед другими взрослыми, ни перед сверстниками.
Что делать, если ребёнок с трудом привыкает к школе?
Юрий Уткин
- Проявляйте максимум терпения и доброжелательности. Подчёркивайте его успехи, даже самые незначительные. Не фиксируйте внимание на оценках. Оценивайте его желание учиться, старание. Не сравнивайте с другими детьми, не подчёркивайте, что кто-то делает это лучше, особенно если видите, что ваш ребёнок прилагает много усилий. А забирая ребёнка из школы, спрашивайте: «Что ты нового узнал?», а не: «Что ты получил?»