Примерное время чтения: 7 минут
1050

Градозащитница Мазанова: в Ярославле гибнут памятники архитектуры

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. Аргументы и Факты - Ярославль 23/04/2014
Ольга Савичева / АиФ

На днях во всём мире отметили День памятников и исторических мест. Ярославская градозащитница Ольга Мазанова, известная своей активной борьбой за исторические здания, рассказала о проблемах сохранения наследия в Ярославле и области.

Ольга Савичева, АиФ-Ярославль: Ольга Александровна, что такое, по-вашему, историческая память?

Ольга Мазанова: Это наше представление об истории своего народа, его роли в развитии человечества, которое проявляется в различных сферах деятельности, в том числе культуре, архитектуре, языке, в отношении к этим ценностям. Отношение нации к проблеме сохранения культурного наследия - показатель уважения к творчеству многих поколений русских зодчих, сумевших сохранить градостроительные принципы, заложенные предыдущими поколениями, наша самоидентификация. Особенно это относится к градостроительным ансамблям, которые признаны достоянием мировой культуры, - объектам ЮНЕСКО. На территории РФ к таким принадлежат исторические центры трёх городов - Петербурга, Дербента и Ярославля. Ярославль - единственный древнерусский город, включенный в список ЮНЕСКО.

О. С.: Сколько примерно, на ваш взгляд, исчезает ежегодно исторических памятников на территории Ярославля и области?

О. М.: Официально такой статистики нет. Гибнут же по-разному, не только открыто сносятся, но и горят, просто разрушаются от ветхости и т.д. Официальная статистика: по данным Генпрокуратуры РФ, в России 80 процентов памятников находится на грани разрушения.

В Ярославле эксперты бьют тревогу по поводу катастрофического состояния настенной живописи в храмах XVII века, в том числе Иоанна Златоуста в Коровниках, Николы Мокрого. Деградирует историческая среда в малых городах - Тутаеве, Ростове Великом, Борисоглебске и других.

Недавние примеры утраты памятников в Ярославле - в 2010 году снесён доходный дом Понизовкина на ул. Свободы. В этом же году из-за халатности чиновников, вовремя не принявших меры по консервации, рухнула башня-часовня Спаса Нерукотворного и часть стены Афанасьевского монастыря. В 2011-м снесено деревянное здание - главный дом усадьбы князей Урусовых в селе Спасском Ярославского района. В 2012-м - дом Лыковых в Тутаеве.

В 2013 г. произошёл из ряда вон выходящий случай уничтожения фрагмента земляных валов, памятника археологии градостроительства XVII века  в Ростове Великом. Некоторые памятники, особенно деревянные здания, недобросовестными экспертами выводятся из списков объектов культурного наследия и затем погибают от пожаров либо варварским образом перестраиваются. Так, в 2013-м выведен из списков памятников дом для рабочих Романовской льняной мануфактуры в Тутаеве, через некоторое время он сгорел. А сколько снесено исторических ценных зданий, не сосчитать!

О. С.: Однако волны общественного возмущения по этому поводу нет…

О. М.: Да, самое опасное для культурного наследия - это равнодушие жителей. И задача градозащитников - разбудить людей. Только простые люди, на мой взгляд, смогут остановить эту варварскую машину уничтожения наследия, когда деньги застройщика решают всё.

Думаю, что нас, градозащитников, становится всё больше и больше. Даже один или несколько человек могут сделать много, заставить считаться с их мнением. В качестве примеров могу привести отмену разрешения на строительство кинотеатра у храма Сретения в Ярославле, отказ в выдаче разрешения на строительство гостиницы на Стрелке, уступки, на которые пошёл застройщик рядом с храмом Николы Мокрого, хотя они явно недостаточны.

1-2 марта я была в Москве на Всероссийском съезде градозащитников. Поверьте, нас не так мало. Вместе мы большая сила! Я была поражена, например, как несколько молодых девчонок (движение «Настоящая Вологда») стоят на защите деревянного зодчества Вологды. Потрясающе!

О. С.: Почему же одни защищают, а другие пытаются уничтожить то, что хранили веками?

О. М.: Законодательство РФ встало на защиту интересов застройщиков, объекты ЮНЕСКО сегодня вообще вне правового поля. Значит, это кому-то выгодно. Уважению к культурному наследию не учат и молодых архитекторов в вузах. Особенно, на мой взгляд, этим грешит ярославская школа. Современные молодые архитекторы, желая самовыразиться, презирают всё, что было достигнуто до них.

Думаю, большая вина и специалистов – чаще всего,  молчат многие архитекторы, историки, не слышен голос экспертов в области охраны наследия. Например, Успенский собор на Стрелке построили в 1,5 раза выше исторического, утраченного в 1937 году, и он негативно повлиял на панорамы исторического центра Ярославля. Торгово-развлекательный центр «Аура» – чудовищный пример внедрения огромного здания в историческую среду. Меня спрашивают простые люди, бабушки: «Как вы, архитекторы, могли такое допустить?!»

Но решения принимаются сегодня кулуарно. Регламентирующий документ - проект зон охраны памятников стал карманным документом чиновников, позволяющим застраивать исторический центр в интересах застройщиков.

На выходе ещё один важнейший документ - проект регламентов достопримечательного места «Исторический центр Ярославля», который принимается и разрабатывается в закрытом режиме, без общественного обсуждения. Есть большие опасения, что этот документ станет толчком к тотальному застраиванию зоны ЮНЕСКО.

О. С.: Как реагируют власти?

О. М.: Голос обеспокоенной общественности, специалистов и экспертов, выступающих с критикой проекта, чиновники не слышат, не работает и общественный градосовет. И власти, и органы охраны памятников чаще всего отмахиваются от градозащитников, как от назойливых мух. За последние 8-9 лет многочисленным строительством в центре Ярославля нанесён колоссальный вред историческом у центру. Лет 20 назад ситуация в городе была иной. За то время я не помню, чтобы в городе сносили памятники и такими интенсивными темпами застраивался центр, тем более немасштабными и уродливыми зданиями.

О. С.: Какие ярославские памятники, на ваш взгляд, стоит восстанавливать в первую очередь?

О. М.: Несомненно, срочно нужно спасать настенную живопись старинных ярославских храмов, которая находится в катастрофическом состоянии. В зоне ЮНЕСКО просто на глазах разрушается дом Чарышниковых (бывший костёл) на ул. Кооперативной. Нуждается в реставрации Спасо-Пробоинский храм Афанасьевского монастыря.

Гибнут от рук мародёров, от пожаров памятники регионального значения – казармы для рабочих по ул. Калмыковых, №3, 4, 6, дом для служащих по ул. Семашко, 13, ансамбля Ярославской Большой мануфактуры. Под угрозой полного обрушения ряд памятников на территории Петропавловского парка, особенно дом управляющего (Парковый проезд, 11) и здание богадельни (д. 25Б).

О. С.: Смогут ли, по-вашему, их спасти?

О. М.: Но иначе скоро нечего будет спасать! С утратой наследия мы лишаем те поколения, которые придут за нами, огромного пласта культуры. Они не станут моральными уродами, но будут беднее - и в прямом и в переносном смысле. Видимо, наше руководство многое недопонимает.  Создаётся впечатление, что это временщики: после нас - хоть потоп, деньги решают всё!

А ведь именно культура, культурный туризм может принести благосостояние такому удивительно красивому и богатому на памятники архитектуры городу, как Ярославль.

Мы можем потерять целостность и масштаб исторического Ярославля, который в настоящее время сохранил уникальную градостроительную планировку XVIII века. Нам есть за что бороться! Иначе потом будет стыдно, что при нашей жизни уничтожали памятники, исторические здания, а мы промолчали.

Досье

Ольга  Мазанова родилась 23 апреля 1961 года в с. Южно-Подольск Омской области. Закончила архитектурный факультет Куйбышевского инженерно-строительного института. В Ярославль приехала по распределению в 1983 г. Работала архитектором  в институте «Ярославгражданпроект», сейчас - в реставрационной фирме. С 2008 года – член Союза архитекторов России, член правления Ярославской организации Союза архитекторов России.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах