«Те солдаты, которых до сих пор ждут с войны, обязательно возвращаются домой», - так считает руководитель поискового отряда «Группа Поиск».
Фото из архива отряда
Недавно отряд возвратился из очередной поездки. Местом проведения раскопок вновь стала Новгородская область. В этот раз в экспедицию оправились около 30 человек, большинство из них – постоянные участники.
Запоздало наступившая в этом году весна создала много проблем: подмерзшая после холодных ночей почва, днем – большое количество воды. Несмотря на трудности, поисковому отряду удалось извлечь 38 останков солдат. Были найдены пять медальонов, два из них прочитаны.
Благородная цель
Ярославский отряд «Группа Поиск» начал свою деятельность в 90-е года прошлого века. За более чем 20-летнюю историю своего существования члены отряда совершили более 40 экспедиций и подняли с мест сражений около 2 000 останков воинов Великой Отечественной войны. 110 из них были идентифицированы.
Фото из архива отряда
Основной целью отряда является поиск без вести пропавших солдат, которые не вернулись домой после окончания войны. Два раза в год, в конце апреля и в августе, члены «Группы Поиск» совершают экспедиции на места самых ожесточенных боев времен Великой Отечественной войны. Время походов выбрано не случайно: в апреле еще нет травы, и места боев хорошо просматриваются, а в августе практически отсутствуют такие факторы, как жара и насекомые. Совершать поездки летом невозможно из-за растительности, высокой температуры воздуха и обилия змей, комаров и клещей.
Места дислокации определяются с помощью архивов, воспоминаний солдат, художественной литературы. Последние годы отряд несет вахту в Новгородской области. Без вести пропавшими там считаются около 800 000 солдат.
Члены отряда – дружная семья
Членами отряда являются 40 человек. Это люди разных профессий и возрастов, проживающие в различных уголках нашей страны.
Фото их архива отряда
«За время существования «Группы Поиск» образовались целые династии поисковиков. С нами в экспедиции ездят и дети, и внуки первых членов отряда. Особенно приятно, что наши ряды постоянно пополняет молодежь. И когда говорят, что нынешние молодые люди чужды патриотизму, я могу с точностью сказать, что это не так. Наши юные поисковики настроены очень серьезно, они чтят память самой страшной войны», - рассказывает Ольга Серенкова.
«Группа Поиск» - это дружный коллектив, объединивший сердца людей важной миссией. Общее дело, как известно, сближает. За годы, проведенные в экспедициях, образовались несколько пар, которые вскоре сыграли свадьбы. А весной 2012 года на раскопки отправилась молодая семья с годовалой дочкой – не смогли не поехать. Участники смеялись: «Суровое поисковое детство, малышка играет старинными железками».
Находка останков – воля случая, везения
На места раскопок отряд старается выезжать численностью не более 30 человек. Такая группа достаточно мобильна и сможет, в случае необходимости, переместиться в другое место. По этой же причине средства передвижения – поезда были заменены на автомобили. Нелегко тащить на себе многокилограммовый скарб.
«Местность в Новгородской области изучена хорошо, однако, это ощущение порой обманчиво. Кажется, что данная поляна или какое-то другое место раскопано вдоль и поперек, а по приезду вновь тянет туда и находишь большое количество останков. Земля имеет свойство их выталкивать, - рассказывает Ольга Владимировна.
По словам участников экспедиции, поисковая работа – это, прежде всего, терпение и удача. «Группа Поиск» работает по так называемым «верховым». Это предполагает поиск тех останков, которые во время боев не были захоронены. Похоронные команды в тогда еще Советской армии начали свою работу только к концу войны, потому солдат хоронили их товарищи в воронках или вблизи окопов во время затишья.
Фото из архива отряда
Местность, где проходили бои – обманчива. Там, где во всю издают звуки металлоискатели порой не находится ни одного захоронения. Зато в соседнем небольшом лесочке, где нет ни одной железки, оказываются многочисленные кости.
Основное орудие поиска у членов отряда – это щуп (палка с металлическим наконечником). На звук и на ощупь поисковик определяет кость под землей или нет.
«Приходится перелопачивать огромное количество земли, так как не всегда человек понимает по звуку, что там, под землей находится. Особенно сложно приходится новичкам. Да и металлоискатели не всегда спасают положение: на местах боев много железа, потому звенит практически везде», - говорит Ольга Серенкова.
Самой тяжелой работой являются раскопки в лесопосадках. Так как образованы они были следующим образом: после войны на многих полях остались неубранные останки, со временем начинающие гнить, чтобы прекратить этот процесс запрягали лошадей и перепахивали поле, а сверху сажали елки. Потому собирать останки приходится по частям: череп находится в одной стороне, кости ног и рук – в другой.
«Почему один человек находит захоронения, а другой нет, сложно сказать. Это дело случая, везения. Есть у нас несколько ребят, у которых какой-то определенный «нюх» на землю. Если они едут с нами, мы всегда уверены, что экспедиция будет удачной, и они найдут работу и себе, и нам», - говорит Ольга Владимировна.
Как опознать бойца
Как опознаются останки найденных бойцов? Часть из них – по медальонам, которые во времена войны назывались «смертники». Они представляют собой герметично закрытую эбонитовую капсулу, внутри находится скрутка с данными солдата.
По словам руководителя «группы Поиск», такие капсулы не всегда помогают опознать личность бойца. Во-первых, они существовали только до 1942 года. Во-вторых, многие солдаты были безграмотными и не могли заполнить «анкету». Но основным является то, что среди воинов существовало поверье: «подписал медальон – навлек на себя смерть». Потому во время раскопок частенько находятся медальоны, которые использовались, как мундштуки или игольницы.
Фото из архива отряда
Среди находок иногда попадаются подписанные расчески, котелки и ложки с указанием ФИО солдата и даже местом жительства.
«В один из походов мы обнаружили крышку котелка с надписью «Ваня». Сначала решили, что это имя. Однако ребята, покопавшись в архивах, нашли упоминания о бойце с редкой фамилией Ваня. К сожалению, его родственников уже в живых не осталось», - рассказывает Ольга Владимировна.
Истории поисков
Порой удачные находки обнаруживаются в самый последний момент. Одна из экспедиций подходила к концу, на месте остались только несколько машин, задержавшихся по причине поломки. Пока несколько человек устраняли их, один из членов отряда отправился с щупом на поляну, повинуясь какому-то непонятному позыву. Буквально сразу он обнаружил останки солдата из Ярославской области, которого удалось опознать по медальону.
Останки были захоронены в родном селе бойца. Из родственников осталась только дальняя племянница. Во время отпевания в храме, батюшка сказал: «У нас вся деревня ушла на фронт. Но домой никто не вернулся, на кладбище не было ни одной могилы. Этот солдат первый, кто пришел с войны домой».
Фото из архива отряда
По словам членов «Группы Поиск» самым волнительным в их работе является радость родственников, дождавшихся своих близких и родных с войны.
В одну из экспедиций под Санкт-Петербургом были найдены останки воина. По медальону указывалось, что он является уроженцем маленького Сибирского городка. Подав заявку в военкомат, члены отряда выяснили, что вся семья перебралась на место жительство во Владимирскую область.
Там и по сей день жили родственники погибшего. Жене бойца, 93-летней женщине, за пару дней до сообщения о находке приснился сон. Молодой муж в офицерской форме, улыбаясь, сказал ей: Сашенька, я вернулся к тебе». Позже, женщина призналась, что всю жизнь ждала его и на земле ее держала только вера, что рано или поздно, любимый к ней вернется. Могила была сделана на двоих, и через четыре года муж с женой оказались вместе.
Фото из архива отряда
Во время другой экспедиции 14-летний мальчик вместе с папой обнаружил останки солдата. Медальон был нечитаемый, проглядывалась лишь буква «Я» в месте, где должен быть указан район проживания. После экспертизы было установлено, что воин из Первомайского района Ярославской области. Нашли родственников, которые сообщили, что жена солдата, всю жизнь ждавшая его с войны, не дожила до этой счастливой минуты буквально год. На похороны собралась большая часть села и множество родственников. Воин был упокоен рядом с могилой жены.
«Группа Поиск» также проводит захоронение неопознанных солдат, с обязательным отпеванием в церкви и установкой памятника. Порой во время раскопок находятся солдаты-женщины, работавшие во время войны санитарными инструкторами. В Мясном бору Новогородской области существует мемориальное кладбище с могилами санитарок и одной единственной фотографией девушки по имени Сима.