Уже третий год подряд в Ярославле проводится еженедельная акция «Накорми голодного», организаторами которой выступают ярославская Епархия и ярославское отделение Фонда Мира. По вторникам и четвергам в любую погоду волонтеры привозят еду нуждающимся, выслушивают об их проблемах и стараются помочь.
Четверг, 13 часов дня. На привокзальной площади собралась небольшая толпа. Народ на вид весьма разношерстный: явные скитальцы, чей дом – лавка в парке или вокзал, алкоголики потрепанного вида, нетвердо стоящие на ногах, рабочие с соседней стройки, и среди них вполне благообразные бабушки с несчастными глазами.
Нищая старость
В отдалении стоит одна из таких пенсионерок. Чистая, выглаженная одежда, на голове - старомодная укладка, в руках - небольшая котомка. Проследив наш взгляд, подходит одна из волонтеров.
«Эта бабушка – наша постоянная гостья. У нее есть своя квартира в центре города, да и на вид она ухоженная, чистенькая. Вот только знали бы вы, что под этим всем скрывается», - говорит Роза.
Пенсионерка живет в Ярославле давно, делит квартиру вместе с внуком. Казалось бы, здоровый взрослый парень – подмога к старости. Вот только все наоборот. Внук вознамерился выселить родственницу из дома. Деньги за квартплату вносит исключительно старушка, часто финансов на это не хватает, копятся долги. А ведь еще надо приобрести лекарства и сделать операцию на глаза – иначе ослепнет. Вот только мизерной пенсии не хватает ни на что.
«Лекарства сейчас очень дорогие. Стоишь иногда в аптеке и думаешь: что же делать? Вроде бы надо купить, а то спина болит так, что не встать, и голова раскалывается, ноги не слушаются, на глазе - катаракта. А потом вспоминаешь о плате за квартиру, да и кушать хочется. Вот и приходится выбирать», - чуть громче обычных людей говорит женщина.
Старушка приходит к машине, выдающей обеды каждую неделю. Иногда ходит по церквям, просит милостыню на еду, собирает бутылки.
Припасенные пакеты
На площадь подъезжает старая газель. Роза и мужчина, следящий за порядком – Павел спешат расставить столы, накрывают скатерть. В машине тем временем волонтеры надевают фартуки, перчатки, открывают тары с едой. В очереди из людей начинается оживление. Многие здесь не впервые – стоят небольшими группами и обсуждают, что сегодня их ждет на обед.
Сегодня в меню: гречневая каша с тушенкой, хлеб, чай, компот. Все приготовлено монахинями ярославской Епархии. Количество порций никто не ограничивает. Получив свою тарелку, обездоленные расходятся – кто к столу, кто на лавочку, кто-то присаживается на бордюр. Доев, аккуратно выбрасывают использованную посуду в мусорное ведро. Некоторые подходят за добавкой, другие аккуратно складывают еду в припасенные пакеты.
Больше не подведу
В стороне от остальных - только что подошедший мужчина. С интересом наблюдает за происходящим. Как и многие из здесь присутствующих – бывший заключенный. На данный момент – без документов, жилья и работы.
«Сюда пришел первый раз, узнал, что покормят бесплатно, обрадовался. Я сам так-то из Екатеринбурга, вот бы вернуться домой», - вздыхает Андрей Колов.
Андрей попал в свое время в тюрьму за кражу государственного имущества (украл на заводе несколько дорогих станков). Отсидев 16 лет и выйдя на волю, мужчина на поезде, сжимая в руках справку об освобождении, возвращался домой. В соседнем вагоне случилось драка – не сдержались бывшие заключенные. Высадили всех на ближайшей остановке. Так он оказался в Ярославле. На другие поезда его не пускали, придумывая все новые версии, в полиции отказались помочь. Так уже более полугода мужчина живет, где попало.
«Сначала начал пить, месяца два «заливал». А потом сказал себе: «Стоп! Это не выход». Иначе можно опуститься на самое дно, а я этого не хочу», - говорит Андрей.
Интеллигентную речь, умение подбирать выражения, отсутствие матерных слов не смогли «убить» даже годы тюремной жизни. Когда-то у мужчины была семья. Жена разбилась в автокатастрофе, сын умер от наркотиков. Остальные родственники от него отказались. Но он надеется, может время лечит, и они смогли бы принять его обратно. А он больше не подведет.
Без громких слов
На площадь подходит главный организатор подобных акций, представительница ярославского отделения Фонда Мира в Ярославле Асия Резанова.
Интересуется у волонтеров, все ли нормально, окликает Павла, следящего за порядком, чтобы удостовериться, что никто не устроил драки. К ней спешит мужчина на костылях – недавно ему ампутировали ногу.
«Ну как вы? Осталось потерпеть совсем чуть-чуть, скоро все будет хорошо. Все документы одобрили», - говорит Асия Мухамедовна.
«Да, я уже считаю дни! Не могу словами сказать, что вы сделали для меня, как много это значит» , - дрогнувшим голосом отвечает Михаил Хабаров.
Мужчина, как и многие другие, собравшиеся здесь сегодня – бездомный. В свое время от жизни на улицы заболели ноги. Да так, что пришлось обращаться в больницу. Все врачи отказывались. С помощью фонда удалось выбить место в клинике, была сделана операция, но ногу спасти не удалось – началась гангрена.
Сегодняшнее счастье мужчины понятно. С помощью Асии удалось «выбить» место в доме престарелых.
«Теперь у меня начнется другая, счастливая жизнь. Там есть крыша над головой, кормят три раза в день, книги дают читать. Как долго я этого ждал. Если б вы только знали, как мне надоело скитаться! Все-таки не молодой уже, 65 недавно исполнилось» - поясняет Михаил.
Право на счастье
Время обеда закончилось. К организаторам продолжают подходить скитальцы, благодаря за обед и за доброту. Многие рассказывают о том, что скоро все изменится.
«Да, многие из них оказались на самом дне. Но есть такие, которые хотят выбраться. Для них мы и работаем. Человеку нужно дать второй шанс, и если действительно есть сильное желание изменить свою жизнь, то все наладится, ну а мы поможем», - уверенно говорит Асия Резанова.
Примером того, что даже оступившийся по жизни человек, достоин счастья, служит истории Розы, помогающей своей «спасительнице» - так женщина называет Асию.
Роза и Павел познакомились в Ярославле в тот год, когда женщина только освободилась из колонии. Возникла любовь. Мужчина захотел прописать Розу в свою квартиру, которая являлась кооперативной. Председательница возмутилась: «Пока нет регистрации брака и нормальных документов, ни за что!».
Мужчина не стал тянуть: Розе сделали паспорт, полис, временную прописку. Молодые люди отправились в ЗАГС, где услышали: «Бомжей не расписываем». Решив так просто не сдаваться, позвонили в Фонд Мира, откуда направились с ходатайственным письмом. Заявление приняли, в силу того, что Роза была беременна.
«Вы бы видели, какими они вышли из ЗАГСА. Одушевленными, с мыслями о том, что теперь начнется новая жизнь. Крыша над головой, семья. Их встретила полиция, завязалась драка. Розу забрали в отделение, ударили палкой по животу. Она дала сдачу. Ее избили и выкинули на улицу», - рассказывает Асия Мухамедовна.
По ее словам, Роза с Павлом обратились в травмпункт за медицинской помощью и зафиксировать побои. Врачи дали справку о том, что удары были опасными, как для жизни ребенка, так и для матери. Обратились в следственный комитет. Но полицейский, участвовавший в драке, успел подсуетиться, зафиксировал свои травмы и написал заявление на Розу. Женщина вновь оказалась в колонии. Пока ехала до места, потеряла ребенка.
Передачи от Павла не принимали – по документам он ей никто. Вновь пришлось прибегнуть к помощи Асии Резановой – иначе Роза пропадет. Получили множество консультаций, договорились о регистрации брака.
«Через две недели у них была роспись. Прямо в тюрьме. Под музыку Мендельсона, с подарками, гуляли всей колонией. Женщины-сидельцы устроили концерт в их честь», - говорит Асия Мухамедовна.
Павел дождался свою жену из тюрьмы. Теперь у них начинается новая жизнь. Есть квартира, появилась работа.
«Спасибо вам за эту возможность. Я больше никогда не вступлю на скользкую дорожку. По одной причине: я не смогу смотреть в глаза людям, которые сделали мне столько добра. Что-что, а совесть у меня еще осталась», - убежденно гвоорит Роза.
Всеми забытые
Роза с Павлом рассказывают о ситуации в городе. Ночной приют для лиц без определенного места жительства – только для мужчин, и то рассчитан на 30 мест. Женщинам просто-напросто некуда деваться. Выходят из тюрьмы – шанса на новую жизнь нет. Многие спиваются, ведут асоциальный образ жизни. Не потому что не хотят нормального существования, а просто не знают, как жить дальше. Зимы с каждым годом становятся все более суровыми, на улицах гибнет немереное количество людей. У других отнимаются ноги. Единственная в городе баня, где раз в неделю могли помыться бездомные, закрылась.
«Я хочу обратиться к бизнесменам. Многие в 90-егоды попадали в разные ситуации. Помогите этим несчастным людям. Они хотят исправиться и начать новую жизнь. Но у них нет ни работы, ни денег, ни документов. Дайте им шанс! Фонд не может решать эти проблемы за государство» - говорит Асия Мухамедовна.