В городе Данилове Ярославской области есть необычное старинное здание – тюремный замок, чья история насчитывает почти 150 лет. Историки утверждают, что сегодня это единственный уездный тюремный замок в России, сохранившийся до наших дней в первозданном виде. Однако совсем скоро он может исчезнуть навсегда. В загадках его прошлого и проблемах будущего разбирался корреспондент «АиФ- Ярославль».
Иные
Когда именно была построена даниловская тюрьма, определить сложно. В одних документах стоит 1862 год, в других – 1865-й.
Попадая на территорию замка, оказываешься в каком-то ином мире. Пугают непередаваемые странные ощущения и необычная тишина. Такое впечатление, что время здесь застыло. Нет ни птиц, ни ветра. Сколько событий за 150 лет произошло в этих стенах, сколько сломанных судеб, сколько людского отчаяния, горя и страха!
Говорят, в замке есть привидения. Местные жители к этому относятся спокойно. Рассказали, что однажды даже по телевидению прошёл сюжет о ребятах, которые фотографировали тюрьму и нечаянно запечатлели призрака: на их снимках были отчётливо видны очертания существа, похожего на человека.
Единственный побег
Замок был тюрьмой строгого режима. За всю его историю существования отсюда удалось сбежать только одному заключённому. Это был Фёдор Озеров, который 1 августа 1912 года совершил побег с третьего этажа тюрьмы, подпилив одно из звеньев решётки камеры и спустившись вниз по жгуту, скрученному из арестантской одежды.
Вместе с Озеровым пытался бежать ещё один заключённый – Иван Груздев, но был задержан. Арестанты воспользовались ситуацией с ремонтом тюрьмы. После ремонта третьего этажа туда пришлось перевести всех следственных арестантов второго этажа. Рассадили их отдельно от срочных заключённых. Груздев был посажен с пятью другими арестантами, от которых, по документам, «нельзя было ожидать побега». Среди них был и Фёдор Озеров. Никто не мог заподозрить его в мыслях о побеге, так как сидел Озеров в первый раз. Любопытно, что ещё за четыре дня до побега подпиленная решётка простукивалась надзирателями и на тот момент была цела.
О единственном беглеце сведений немного. Он происходил из крестьян одной из деревень Даниловского уезда. Обвинялся в краже из единоверческой церкви. Однако существует мнение, что он мог быть дальним родственником известных мятежников против советской власти Константина и Дмитрия Озеровых, да и жили они в одной деревне.
Возможно, что и один из братьев-мятежников – Дмитрий тоже мог сидеть в Даниловском тюремном замке. К сожалению, никаких документов, подтверждающих это, кроме имени, фамилии и описания внешности не сохранилось.
Расстрелял без суда
Немало связано с даниловской тюрьмой необычных иcторий и легенд. Причём тянутся они с XIX века.
По рассказам местных жителей, в 1868 году на личные средства купца Фёдора Москательникова в тюремном замке была открыта небольшая часовенка в честь иконы Божьей Матери «Утоли моя печали». Когда в городе случился пожар, полыхал весь Данилов. Но дом Москательникова не сгорел! Он сам не мог поверить, но это действительно было так. Считают, что это связано с его богоугодными делами.
Легенды ходят о жестоком нраве одного из начальников тюрьмы, любившего ради забавы пострелять. Однажды он вывел вечером старика по фамилии Семашко и расстрелял без суда и следствия. А на следующий день пришли документы о помиловании убитого. Был ли он родственником или отцом того самого врача Семашко, в честь которого названа известная ярославская больница, доподлинно неизвестно, но, скорей всего, это именно так.
Знаменитые сидельцы
Спектр преступлений, за которые сидели в даниловской тюрьме, был широким - от богохульничества и нищенствования до убийств и насилия. Самым распространённым преступлением была кража. Но сидели там не только преступники, но и политзаключённые. В замке содержались как подследственные и приговорённые к тюремному заключению, так и пересыльные. Заключённые в основном были из простолюдинов. Но среди пересыльных часто оказывались люди из привилегированных сословий.
Через даниловскую тюрьму прошло немало известных российских деятелей. В 1920 - 1930-х годах в замке было много репрессированных. Здесь ждал этапа сам Александр Солженицын и даже Феликс Дзержинский имел к ней отношение. Именно поэтому важно сохранить тюремный замок для потомков – ведь это часть истории нашей страны.
Выставлен на аукцион
В качестве тюрьмы замок просуществовал до 1964 года. Потом там располагались склады МЧС. С 2012 года он стал необитаем.
Сейчас его судьбой занимается Некоммерческое партнёрство по содействию развитию малого и среднего бизнеса Даниловского района. Организация взяла тюрьму в аренду, чтобы не дать ей исчезнуть и попытаться сделать архитектурно-туристический комплекс.
«Тюремный замок был выставлен на аукцион на продажу, - рассказала директор информационно-консультационного центра Некоммерческого партнёрства Елена Смирнова. – Мы вынесли на земское собрание вопрос о снятии тюремного замка с плана приватизации, и депутаты нас поддержали. Администрация хочет избавиться от объектов, требующих больших вложений, и это понятно. Но надо думать о будущем! Нашим детям нужна история, и мы должны её сохранить».
Но Елена Смирнова не видит в Даниловском районе претендентов, способных возродить здание и создать историко-туристический комплекс.
«Помимо финансовых вложений тут нужна комплексная работа специалистов – историков, краеведов. Обеспечить это не сможет ни один даниловский предприниматель, - уверена Елена Павлиновна. - Остаётся надеяться на инвесторов. Хотелось бы, чтобы тюремный замок попал хотя бы в областную туристическую программу. Тем более что аналогов ему в России нет. У нас тоже нет средств. Мы подписали договор аренды. По нему организация должна хоть что-то начать там делать. В противном случае на следующий год замок будет снова выставлен на продажу».
Тюремный призрак
Замок хорошо сохранился до нашего времени. Однако тюрьма, не потерявшая первозданности за сотни лет, за последние годы была буквально разграблена.
«Сейчас замок в разрухе, - вздыхает Елена Павлиновна. - За те три года, пока готовились документы на передачу его в администрацию, территорию никто не охранял. Тюрьму разворовали и разграбили, сняли кровати, железные радиаторы. Теперь там нет отопления, электричества и всё завалено мусором.
Однако основные помещения сохранились. А это значит, что спасти здание от дальнейшего разрушения и вандализма ещё возможно».
Уже возвращаясь назад, я неожиданно приметила небольшие ступеньки вниз, ведущие в подвал. Было видно, что туда давно никто не спускался. Почему-то стало не по себе, но любопытство пересилило страх.
Внизу было темно и сыро, свет почти не проникал в этот коридор. И вдруг я остановилась как вкопанная, не веря своим глазам, а тело пронзило ледяным холодом. В полутьме показалась белая фигура старца, взлохмаченного, с длинной бородой. Он сидел, сгорбившись в углу, без одежды, обхватив руками колени. Вот он чуть шевельнулся и стал медленно поворачивать голову в мою сторону. С криком ужаса я бросилась прочь. На помощь уже бежали мои сопровождающие, но призрак уже исчез.