Примерное время чтения: 6 минут
350

Профессор Владимир Жельвис: «Журналисты знают: Большой Брат бдит»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. Аргументы и Факты - Ярославль 24/09/2014
Чаще всего журналисты делают новости «под заказ».
Чаще всего журналисты делают новости «под заказ». / Эльфия Гарипова / АиФ

Мы живём во времена поистине исторические: бумажные газеты и журналы тихо умирают, покорно уступая позиции Интернету. Насколько серьёзен этот процесс и почему ярославские газеты стали совсем «беззубыми», мы побеседовали с доктором филологических наук, профессором  Владимиром Жельвисом.

Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»: Владимир Ильич, можно ли сказать, что сегодня журналистика переживает кризис?

Досье
Владимир Жельвис родился 4 августа 1931 года в Ленинграде. Окончил 1-й Ленинградский педагогический институт иностранных языков и аспирантуру ЛГПИ. Преподает в Ярославском педагогическом университете (с 1962 г.). Доктор филологических наук, профессор. Ветеран труда. Почётный работник высшего профессионального образования.
Владимир Жельвис: И да, и нет. В Фейсбуке можно прочесть интересные политические и экономические анализы, смелые наблюдения, иногда спорные, что тоже интересно. Кто все эти анализы пишет? Да те же журналисты, обозреватели, политические деятели. В большинстве случаев всё это сначала опубликовано в бумажном виде и просто переносится на виртуальные просторы. Но тиражи бумажных СМИ, где печатаются смелые анализы, разоблачения, просто критика, невелики. А зачем мне выписывать газету, если я могу всё, что меня интересует, увидеть на мониторе моего компьютера?

- Почему в большинстве газет, в том числе и ярославских, - «всё хорошо»? Пишут о достижениях, высоких результатах и т.д., замалчивая острые проблемы?

- Официально цензуры у нас нет, как секса в СССР. И в то же время мы знаем, что Большой Брат бдит, и журналист прекрасно понимает, что писать в стол он не может по определению, и поэтому стремится заранее предугадать, как его слово отзовётся в высоких сферах. Ему, собственно, и не нужен прямой запрет, он сам знает, чтó у него ни за что не опубликуют. Самоцензура - мощный двигатель журналистики назад, и те, кто овладел этим искусством, всегда могут надеяться хоть на какой-то гонорар.

Интернету пока легче: ему угрожают, его запугивают, ему делают подножку, но «курилка ещё жив». Что-то завтра будет? Из Думы уже раздаются вопли о необходимости оградить нас от этой заграничной заразы. Но пока печатным органам куда хуже, до них дотянуться намного проще.

Результат - засилье жёлтой прессы, смакующей интимную жизнь звёзд, взахлёб живописующих великосветские тусовки и вообще «делающих читателю красиво».

- Может, низкое качество журналистики порождает непритязательност в профессиональных требованиях к работникам СМИ?

- Думаю, что дело тут не только в непрофессионализме журналистов, хотя и в нём тоже. Старые седые волки обломали зубы о цензурные рогатки, а молоденькие девчушки попросту боятся разгневать шефа. Да и то сказать: какой у них политический опыт? Что они знают о состоянии нашей стремительно разрушающейся экономики? Максимум, что они в состоянии сделать, это написать сухой репортаж об очередной автокатастрофе, пересказать сюжет фильма или сделать подпись под фотографией какой-нибудь красотки, не обременённой лишней одеждой. Такие публикации дают возможность, как говорится, и невинность соблюсти, и капитал приобрести.

А если такая девчушка попробует провести какое-нибудь журналистское расследование, затрагивающее интересы могущественного клана, чиновника-коррупционера или, не приведи господь, мафиози? Я полагаю, что одного звонка такой отважной журналистке хватит, чтобы до смерти её перепугать. Она ведь знает, что эта публика шутить не будет. А охранником её никто не обеспечит.

- Какие ещё проблемы у печатных изданий?

- Чтобы как-то выжить, им надо набрать как можно больше читателей, и тут уж не до высоколобой разборчивости, в ход идут самые низкопробные новости, чем больше «жареного», тем лучше. Журналист принёс репортаж, что, оказывается, известная особа спит со своим водителем? Немедленно в номер, на первую полосу! У известной безголосой певички новый поклонник? Фотографию в номер, желательно в интимной обстановке. Принципиальный редактор? Не смешите, и он и его сотрудники любят кушать, и их легко понять.

Почитаем заголовки. «Я увёл жену у швейцарского банкира». «Дочь Валентина Юдашкина вышла замуж». «Барбара Брыльска рассказала о своих мужчинах». «Похудела в два раза». Это всё из номера одной из местных газет. У другого старейшего ярославского издания желтизны заметно меньше, есть даже злободневные материалы. Вот большой, на всю полосу - о реституции. Бывшие церковные здания возвращаются прежнему владельцу. Вроде бы всё справедливо: что незаконно взял, положи на место. Но всё не так просто. Спасо-Преображенский монастырь, бесспорно, церковная собственность, незаконно отобранная государством. Но куда теперь прикажете девать музей-заповедник? Даже здание нашли, но при нынешнем катастрофическом состоянии городского бюджета перестройка здания под музей означает урезание других, действительно неотложных трат. Автор статьи очень осторожно, буквально в одном предложении упоминает о недоумении ярославцев. Донельзя болезненная, опасная тема, способная рассорить редакцию с епархией и городскими властями. Но тон статьи - почти умиротворённый, спокойный: ну да, есть, мол, тут небольшие трения. У меня нет претензий к журналисту: ясно ведь, что повысь он тонус статьи, она не выйдет в свет. А здесь так нужен голос, подобный крику яростной пассионарии, защитницы ярославской культуры архитектора Ольги Мазановой! Вот уж она-то на эту тему бы высказалась! Но на наших газетных страницах всё эпически спокойно и тихо. Как на кладбище…

- Где же выход?

- Болезни нашей журналистики - это только малая часть всеобщей болезни нашего общества. Мы тяжело больны. Как это часто бывает, ослабевший организм провоцирует всевозможные болячки, которые до того сидели себе тихо. Такие болезни диагностировать легко, а вот дать рецепт… Как пел Окуджава: «Где же этот главный доктор, в каком городе живёт»…

Конечно, я понимаю: не пойдут редакции на ссору с их кормильцами. И, скорее всего, настоящие газетные баталии развернутся только с наступлением очередной избирательной кампании, когда одни СМИ будут поносить одних кандидатов на хлебные места, другие - других. В газетах и журналах снова появятся цветные портреты откормленных претендентов, честными-честными глазами вперившихся в блистательное будущее. А СМИ будут по очереди поливать их помоями. Впрочем, нередко вполне заслуженными.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах