88-летнего ярославца Анатолия Титова страшно обидели - накануне празднования 70-летия Победы лишили… права называться участником Великой Отечественной войны! Для пенсионера это стало настоящим ударом.
«Когда началась война, мне только исполнилось 14 лет, - вспоминает Анатолий Владимирович. - Меня забрали в трудовой резерв. Но когда в 1943 году к нам по Дороге жизни доставили мою измученную бабушку из блокадного Ленинграда, твёрдо решил идти добровольцем на фронт. И в 17 лет обратился с заявлением в Кировский военкомат, а в октябре 1944 года получил повестку».
Молодёжь в бой не пускали
Толя Титов попал в 84-ю гвардейскую стрелковую дивизию, которая стояла подо Ржевом.
«В ноябре были учения, а 27 января 1945 года я принял присягу, после чего нас отправили в сторону Прибалтики по железной дороге, - рассказывает Анатолий Владимирович. - На границе Литвы и Восточной Пруссии мы попали под обстрел, потеряли людей, но в нужное расположение на реке Прегель всё-таки добрались. Нас, молодёжь, в бой не пускали, держали как резерв. За месяц до победы был штурм Кёнигсберга с участием нашей дивизии. Но новобранцы охраняли военную технику».
15 апреля 1945 года Анатолию исполнилось 18 лет, а через три недели закончилась война.
«Меня оставили для продолжения службы, а «старичков» сразу демобилизовали домой, - говорит пенсионер. - Дослуживал я на Северном флоте».
И в доказательство Анатолий Владимирович показывает свой военный билет.
«И в других документах указано, что с октября 1944-го по 16 марта 1951 года я проходил военную службу, а с 3 ноября 1944-го по 9 мая 1945-го находился в составе действующей армии в период боевых действий», - утирая слёзы, говорит пенсионер.
Несмотря на это, чиновники засомневались в праве Титова называться участником войны.
«Во время проверки реализации пенсионных прав управляющая отделением Пенсионного фонда по Ленинскому району Ярославля усомнилась в моём статусе участника ВОВ и обратилась в областной военкомат, - вздыхает пенсионер. - Решением комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан меня лишили стажа за несколько лет, а затем и статуса участника ВОВ. Причина, указанная в протоколе, - отсутствие справки с места работы или службы за несколько периодов во время войны».
Потрясённый таким решением, Анатолий Владимирович решил обратиться в суд.
«Очень унизительно доказывать своё право называться участником той страшной войны, - вздыхает он. - Тем более что после этого я побывал и во Вьетнаме, и в Афганистане. Но для суда мои документы почему-то не доказательства. Как я понял, суд ориентируется на справки из архива, но большинство архивных записей просто не сохранилось, вот суд и отказал мне в восстановлении категории. Получается, я мошенник?!»
По словам Анатолия Владимировича, на суде областной военкомат представил справку из архива Военно-Морского флота, в которой значится, что он был призван на военную службу 17 мая 1945 года, и ещё в ней много всяких нестыковок.
«В общем, филькина грамота какая-то! - возмущается пенсионер. - К тому же там указано, что «документы частей Красной армии филиал Центрального архива Министерства обороны морского флота не хранит». Как на основании этих данных можно принимать такие решения?»
Переживает за супруга и его жена Нина Васильевна.
«Толя без слёз говорить об этом не может, - вздыхает она. - Мы ведь пожилые, нас обидеть легко, мы и прав-то своих не знаем, а заступиться некому. Непонятно, почему только сейчас возникла необходимость проверки, до этого столько лет никаких вопросов не возникало… Если мы не правы, пусть объяснят, но ведь с нами никто и разговаривать не хочет. А теперь столько лет прошло, уже ни свидетелей не осталось, ни документов…»
Жизнь - на помойку?
Анатолий Владимирович трясущимися руками достаёт большую коробку с наградами, грамотами и благодарственными письмами.
«Вот, смотрите, здесь вся моя жизнь! И что, на помойку теперь это?!»
Мы обратились за разъяснениями в Пенсионный фонд, но там ссылаются на военкомат.
«По закону «О ветеранах», права и льготы участникам Великой Отечественной войны предоставляются на основании соответствующих удостоверений, - сообщил управляющий Отделением ПФР по ЯО Владимир Комов. - А согласно письму военного комиссариата Ярославской области удостоверение участника войны, полученное Титовым, выдано необоснованно».
Главный военный комиссар региона Николай Сурков согласился объяснить, в чём необоснованность, но только после суда.
Супруги между тем намерены добиваться справедливости и сейчас готовят кассационную жалобу, однако в успех уже не верят…