В Ярославской области жильё стоит настолько дорого, что большинство населения не имеет таких доходов, чтобы приобрести новую квартиру. Даже в кредит.
Областные и городские жилищные программы пробуксовывают. И, несмотря на заявленный властями рост строительства жилья, люди прозябают в бараках, разваливающихся дореволюционных зданиях, коммуналках, семьи по нескольку поколений теснятся в убогих крошечных квартирках друг у друга на головах.
Особенно страшно, когда властями игнорируются жилищные проблемы самых социально незащищённых групп населения.
Ищут справедливости
Люди ищут справедливости в решении своих насущных проблем в различных инстанциях. Уполномоченный по правам человека в Ярославской области Сергей Бабуркин только за один день 16 марта принял в Пошехонском районе несколько человек, пожаловавшихся на нарушение их прав на жилище.
Так, обратилась вдова погибшего ветерана боевых действий, у которой в 2013 году сгорел дом. Женщина выиграла суд, власти должны ей предоставить другое благоустроенное жильё, однако судебное решение не исполняется уже больше двух лет. Сейчас семья вынуждена жить в аварийном доме, первый этаж которого уже расселён.
Ещё одно обращение поступило к Сергею Бабуркину от девушки, которая в 2011 году получила жильё как сирота. Но квартира оказалась непригодной для проживания: на стенах образуется плесень, зимой постоянно возникают проблемы с отоплением. В этом доме квартиры получили ещё несколько детей-сирот.
Пришли жаловаться люди, живущие в доме, построенном до 1917 года. Износ здания составляет 80%, но, несмотря на это, дом не включили в программу расселения ветхого и аварийного жилья. Люди опасаются за свою жизнь и здоровье – первый этаж прогнил, находиться в здании небезопасно.
И в каждом из этих случаев омбудсмен инициирует проверку бездействия органов местного самоуправления или ставит вопрос об обеспечении людей благоустроенным жильём перед региональными властями.
Очередь в очереди
Расселение ветхого и аварийного жилья - пожалуй, одна из основных проблем в Ярославской области.
«Проблема расселения ветхого жилья не становится менее актуальной, более того, она принимает всё большие масштабы по мере того, как построенные давно дома приходят в непригодность, - говорит Сергей Бабуркин, уполномоченный по правам человека. - Непредоставление жилья, длительное неисполнение вступивших в силу судебных решений по вопросу предоставления жилья по программе расселения ветхого и аварийного фонда, непризнание разрушающихся домов ветхими и аварийными, несмотря на подтверждённый независимыми экспертами износ дома, - это проблемы, с которыми сталкиваются жители Ярославской области. Из граждан, которым положено внеочередное предоставление жилья, сформировалась своя очередь - «очередь внеочередников». Число таких граждан, ожидающих исполнения судебного решения органами местного самоуправления, год от года только растёт».
Многие люди стоят на учёте не один десяток лет и до сих пор не могут получить новые квартиры. Так, уполномоченному пожаловался ярославец Б., который стоял в очереди на улучшение жилищных условий с 1990 года. Но очередь двигалась так медленно, что конца её в ближайшей перспективе видно не было. Семья с тремя детьми жила у родственников в деревянном ветхом доме с печным отоплением в тёмной и сырой комнате. При этом чиновники не признавали жильё аварийным.
В результате вмешательства уполномоченного удалось добиться предоставления семье Б. временного жилого помещения из маневренного фонда.
Программа заканчивается
Многие жильцы аварийных домов живут в условиях, которые трудно назвать человеческими: в полуразрушенных зданиях с обваливающимися потолками, без удобств, водопровода и канализации. Но даже если такие дома были признаны аварийными задолго до 2012 года, многие из них попали только в последнюю - четвёртую очередь на расселение, рассказал Сергей Бабуркин.
В сентябре 2017 года программа по расселению ветхого аварийного жилья заканчивается. Если к этому сроку люди не получат новые квартиры, муниципальным образованиям грозят штрафные санкции.
Особенно остро эта проблема стоит для небольших муниципальных образований: практически в каждом из них до сих пор имеется очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и проживающих в ветхих домах. Нехватка бюджетных средств привела к тому, что очереди иногда не двигались в течение двух лет, жильё гражданам не предоставлялось.
В большинстве муниципальных образований, кроме того, нет свободного муниципального жилого фонда для переселения граждан. А строительство они себе тоже не могут позволить.
Обидели бабушку
Ещё одна сфера, где не всегда соблюдаются права граждан, - при выкупе жилых помещений, непригодных для проживания. Одинокая пенсионерка М., инвалид второй группы, живёт в центре Ярославля. Дом старый, признан аварийным, но снести его не могут, так как он является объектом культурного наследия.
Однокомнатную квартиру бабушки мэрия оценила в 875 600 рублей (27 тыс. руб. за 1 кв.м), что намного меньше её рыночной стоимости. Кроме того, пенсионерке принадлежал земельный участок около дома площадью 57 кв. м, за который ей предложили 940 тыс. руб. Всего бабушка должна была получить 1 млн 815 тыс. руб. За эти деньги в центре нельзя купить даже комнату. Бабушка отказалась, и мэрия подала на неё в суд с требованием о принудительном изъятии имущества путём предоставления возмещения.
Независимые оценщики, к которым обратилась бабушка, оценили стоимость квартиры с землёй в 3 млн. Пенсионерка обратилась к уполномоченному по правам человека, который принял решение о подаче в суд встречного иска. Суд встал на сторону пожилой женщины и присудил выплатить пенсионерке 2 млн 900 тыс. руб. в счёт выкупа квартиры и 940 тыс. руб. в счёт выкупа земельного участка.
«Необходимо наращивать усилия со стороны государства в вопросе расселения ветхого жилья с учётом позитивного опыта прошлых лет, - считает Сергей Бабуркин. - Причём речь должна идти не только о продолжении программы, но и её совершенствовании и расширении. То, что проблема расселения аварийного жилья остаётся, я вижу по обращениям, которые ко мне поступают, особенно в ходе выездных приёмов в муниципальных районах области. Причём эти вопросы поднимаются не только жителями, но и органами муниципальной власти, финансовые возможности которых несоразмерны с масштабом проблемы, стоящей перед ними. Им требуется поддержка как со стороны региона, но и, прежде всего, со стороны федерации, федерального бюджета».
Квартирный вопрос и барачный ответ
Александр Бородкин, кандидат исторических наук:
«Квартирный вопрос в Ярославле всегда стоял достаточно остро. «Советский период» не был исключением. После восстания 1918 года город потерял целый ряд прекрасных зданий. Поэтому проблема нехватки жилья была весьма болезненной. «Найти» квартиру было просто невозможно. Жители отдельной комнаты считали себя богачами. Город решал проблему с распределением жилищного фонда путём создания новых общежитий и коммунальных квартир. В общежития были превращены ряд ярославских церквей, городская синагога и мечеть. Однако проблему это не решило. Ярославль быстро развивался и превращался в крупный промышленный центр.
В 1929 году при постройке резиноасбестового комбината в Ярославль приехали тысячи рабочих из Костромы. Они жили в бараках. Со временем бараки долгое время будут определять архитектурный облик ряда городских районов. В годы второй пятилетки (1933-1937 гг.) в Ярославле возникает домостроительная отрасль, которая, тем не менее, не успевала в своём развитии за строительством промышленных гигантов.
С 1932 года в Ярославской области начались работы по созданию каскада электростанций, а, следовательно, в регион переселились новые строители.
В 1936 году было принято решение о затоплении Мологи. Новые переселенцы не просто уезжали из родных мест, они разбирали свои деревянные дома и по Волге переплавляли плоты в Рыбинск, Тутаев и Ярославль. Здесь дома собирались заново.
В 1938 году началась третья пятилетка. В области была создана серьёзная промышленная база, однако архитектурный облик Ярославля практически не изменился. Места пожаров 1918 года были застроены деревянными домами и бараками.
В 30-е годы был построен проспект Шмидта (проспект Ленина). Был принят новый градостроительный план Ярославля. Он предусматривал формирование новых улиц, создание нового центра и увеличение жилищного строительства.
В период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) приоритеты сменились, но после Победы вновь активизировался процесс городского строительства.
С 70-х годов темпы строительства жилья в Ярославле были очень высоки. Тысячи семей ярославцев получили новое благоустроенное жильё. Квартиру можно было получить, встав «в очередь» на предприятии. По прошествии определённого времени семья получала заветную жилплощадь. Профком, местком и дирекция поощряли ценных работников и удерживали их на производстве. Позднее появляется возможность купить кооперативную квартиру или построить её, внеся определённый пай.
В Москве можно было устроиться дворником – квартира предоставлялась автоматически. Многие видные (в настоящее время) представители творческой интеллигенции стали, таким образом, обладателями московских хрущёвок».
Купить невозможно
Почему в Ярославской области жильё стоит так дорого?
Валерий Гордеев, доктор экономических наук:
«Потому что мы недалеко от столицы и потому что у нас малоэффективна политика местной администрации по решению жилищной проблемы.
А остальное характерно для всей сегодняшней России, но тоже «работает» не на удешевление жилья. Ведь рынок, капитализм сами по себе делают богатых ещё богаче, а бедных ещё беднее. В обеспечении жильём это проявляется особенно остро. Если не корректировать влияние рынка необходимой государственной политикой, то здесь всё кричаще нарастает социальная дифференциация и, соответственно, социальная напряжённость.
Ведь у нас в Ярославле тысячи построенных квартир не находят платёжеспособного спроса, хотя более 100 тысяч ярославцев, не имея ни метра своей жилплощади, снимают чужое жильё, отрывая от 28-тысячной средней по региону месячной зарплаты не менее 10 тысяч рублей за такой съём.
Не случайно при посещении Владимиром Путиным новой площадки Ярославского моторного завода главным вопросом его работников президенту был: почему у нас столь непосильно высоки проценты по ипотечным кредитам, в отличие, например, от европейских стран?
Стабильной экономику нашего региона, конечно, не назовёшь, недаром настолько тощ нынешний областной бюджет. Чтобы он был не тощим, а достаточным для выполнения острых социальных задач, в том числе жилищной, надо вовсю заниматься развитием производства, поддержкой бизнеса, чтобы обеспечить увеличение поступлений в региональный бюджет».
Программа подходит к концу
По информации правительства Ярославской области, жилой фонд, признанный аварийным до 1 января 2012 года, составляет 50,41 тыс. кв.м. После 1 января 2012 года признано аварийным 100,31 тыс. кв.м. В настоящее время подходит к концу реализация адресной программы по переселению граждан из аварийного жилого фонда Ярославской области на 2013-2017 гг., в которую были включены только дома, признанные аварийными до 2012 года.
В 2016 году в области по региональной адресной программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда расселено чуть больше двух тысяч человек из 873 жилых помещений. На расселение данного объёма были направлены средства в размере 1450,78 млн рублей, из них средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 808,8 млн рублей, средства консолидированного бюджета - 642,70 млн рублей.
Кроме того, по региональной программе «Стимулирование развития жилищного строительства на территории ЯО» на 2011-2020 годы переселено 22 человека из 374,14 кв. м жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и (или) с высоким уровнем износа.