В современной России этот народный праздник широко отмечается во многих уголках нашей большой страны. С 2003 года не является исключением и Ярославская земля.
«В рамках областной целевой программы «Гармонизация межнациональных отношений в Ярославской области» на 2015 - 2017 годы регулярно проводятся мероприятия, направленные на поддержку и развитие самобытных культур народов, проживающих в регионе. Одно из них - Сабантуй. Этот праздник способствует дружескому общению людей разных национальностей и дарит радость всем ярославцам. Сегодня Сабантуй является одним из символов содружества народов Ярославского края. Пусть этот яркий, красивый и щедрый праздник принесёт в каждый дом счастье и благополучие!» - пожелал всем присутствующим советник губернатора Ярославской области по национальным отношениям Александр Тимченко.
Праздник плуга
Сабантуй с татарского переводится как праздник плуга. Как рассказывает учитель татарского языка Рушания Байбикова, татары отмечали его по окончании всех весенних полевых работ ещё с VII века. Потом к ним присоединились башкиры. Древний праздник стал общим у соседних народов.
В Республике Татарстан Сабантуй сегодня имеет статус государственного праздника: он проводится практически в каждом населённом пункте. Каждый год в одном из регионов России с крупной татарской общиной поочерёдно официально проходит федеральный Сабантуй. В мае 2017 года он состоялся в Астрахани.
Сабантуй сохраняет древнюю этническую культуру татарского народа и не имеет отношения к мусульманской религиозной традиции. Но поскольку татары являются одним из народов, принявших мусульманство, то религиозные традиции накладывают серьёзный отпечаток на их современную культуру, в том числе и на культуру празднования Сабантуя.
Община поддерживает тесные отношения с мусульманской уммой Ярославской области. Соборная мечеть в областном центре была построена на средства, собранные ярославскими татарами в начале XX века. Поэтому непременный атрибут ярославского Сабантуя - палатка «Задайте вопрос имаму». Один из представителей соборной мечети всегда там дежурит и общается с прихожанами.
Постоянными участниками праздника Сабантуй являются представители и других диаспор, исповедующих ислам и проживающих на территории Ярославской области. Но организаторы рады всем без исключения гостям.
«Национальный татаро-башкирский праздник давно превратился в общегородской и интернациональный, - говорит председатель совета Ярославской региональной общественной организации татар «НУР» Ясави Хазипов. - Все национальности с удовольствием участвуют в нашем празднике. Чем больше народу, тем мы сильнее чувствуем наше единство».
Сабантуй - это народные гулянья, действие праздника развивается, а люди приходят и уходят, в течение дня его гостями становятся от 3 тыс. ярославцев - взрослых и детей. Не стал исключением и этот год. Впрочем, это неудивительно - на Сабантуе есть на что посмотреть и себя с лучшей стороны показать.
Выбить соперника из седла
В этом году ярославские татары сагитировали всё региональное отделение Ассамблеи народов России, чтобы каждая диаспора выставила свою команду для участия в состязаниях на Сабантуе, так что национальный татаро-башкирский праздник перерос в интернациональный в самом прямом смысле слова.
Пока публика постарше угощалась национальным блюдом чак-чак и смотрела выступления самодеятельных и профессиональных артистов, а в этом году на ярославский Сабантуй приехали из Казани замечательные гармонист Ильгизяр Хасанов с солистами Зариной Хасаншиной и Инсафом Бадрутдиновым, молодёжь активно соревновалась.
Хоть народные забавы и не требуют серьёзной физической подготовки - они больше для развлечения, веселья и смеха, туда обязательно вносится соревновательный элемент: на быстроту, смекалку, ловкость, глазомер. У Алмаза Аглиуллина любимая забава, в которой он уже принимает участие 6 лет, - борьба мешками с опилками, сидя на бревне.
«Уронить соперника с бревна, - объясняет Алмаз, - это всё равно, что выбить его из седла. Я каждый год побеждал, кроме прошлого праздника. Надеюсь победить в этом году».
И вот Алмаз уже на бревне, сражается против представителя киргизской диаспоры Нурсултана Нормишева, который в разы плотнее соперника и поначалу вроде бы вот-вот победит, как кажется азартно болеющим зрителям. Но нет - победу одержал Алмаз. Не успел он порадоваться своей силе и ловкости, как его с бревна скинул таджик Гильшот Сулаймонов.
А праздник не останавливается ни на минуту. Рядом с бревном мужики азартно перетягивают друг у друга канат - победила команда узбекской диаспоры. Наградой ей стали поощрительные призы и аплодисменты зрителей.
Всем миром за петухом
У Сабантуя, как и у каждого праздника, есть свой герой. Обычно им становится самый смелый, ловкий, сильный. Настоящий батыр.
Поэтому одними из обязательных развлечений и состязаний считаются поднятие пудовых гирь, бег с коромыслами, на которых висят вёдра с водой, бег с ложкой в руке, когда на ложке лежит яйцо. Главное - добежать, не уронить и опередить противников. Ярославским детишкам очень нравится состязание, когда ребёнку завязывают глаза, дают большую деревянную лесину в руки, чтобы сумел разбить глиняный горшок, стоящий на земле. Веселье вокруг соревнующихся царит необыкновенное. У кого-то получается, у кого-то нет, хотя ведущий участникам немного подсказывает, направляет. Тут основной принцип - участие, а потому каждому вне зависимости от победы выдаётся поощрительный приз.
Одним из обязательных развлечений на Сабантуе считается лазание на вершину гладкого 10-метрового столба. Здесь такие страсти разгораются, что только держись! Наверху стоит клетка с петухом, которого надо выпустить, дёрнув за веревку, и поймать, что совсем не просто. Бывает, что за улетевшей птицей бегают всем Сабантуем. Ближе верёвки от дверцы клетки несколько ленточек с менее ценными, чем петух, призами - ну, до них и дотянуться легче.
В этом году - третий раз подряд - петуха из клетки удалось выпустить представителю таджикской диаспоры Умеду Мирзоходжаеву.
«Просто я хорошо занимаюсь футболом, - смеялся счастливый победитель. - Ещё один петух будет жить у меня в деревне Дмитриево Ярославского района. У прошлогоднего невест много, надеюсь, и этот не отстанет».
Настоящий батыр
Кульминация Сабантуя - состязания в национальной борьбе на поясах (кушаках) «куряш» (или «курэш») за главный приз - барана.
Баран мирно пасся у дерева и охотно позировал с детишками и взрослыми для фоток на память, а борцы в это время готовили ковёр и разминались. Среди взрослых спортсменов активно разминался и 9-летний ярославец Бронислав Шупейко.
«Я на Сабантуе первый раз, - сказал ученик спортивного класса школы №7. - Уже четыре года занимаюсь греко-римской борьбой и сюда пришёл сам, хочу попробовать свои силы».
Как рассказал отец юного спортсмена Павел Шупейко, сын помимо борьбы занимается также боксом, имеет жёлтый пояс по тхэквондо и вполне прилично учится. Спорт способствует тому, чтобы ребёнок был всегда занят и на ерунду у него не оставалось времени. Здесь, на празднике, семье очень понравилось. Интересно, весело, никакая погода настроения испортить не в силах.
Долгое время борьба на поясах оставалась лишь соревнованием в рамках Сабантуя. Только в XXI веке данный вид борьбы получил развитие как самостоятельный вид спорта, признанный российскими и международными организациями. У ярославской татарской общины за последние несколько лет сформировалась своя национальная спортивная команда по борьбе «куряш». Она добилась определённых успехов и даже принимает участие во всероссийских соревнованиях. К призовым местам пока приблизиться не удалось по одной простой причине: в таких состязаниях традиционно занимают призовые места команды из республик, где этот вид культивируется как национальный - Татарстана, Башкортостана.
На Сабантуе в этом году сражались 25 спортсменов. Победу одержал ярославец Никита Леонидов, которому, как настоящему батыру, торжественно вручили барана. А в соревнованиях национальных команд регионального отделения Ассамблеи народов России первое место завоевали представители таджикской диаспоры.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть