27-29 сентября в живописных окрестностях курортного поселка Абрау-Дюрсо прошел финальный этап Чемпионата Росси по ралли. Ралли «Россия-2013» стал также 21 этапом Кубка России. В гонке приняли участие 48 экипажей, из них трое – ярославские из команды СТК «Мотор». В этом году Новороссийск подарил зрителям и спортсменам всю гамму ощущения.
Гонка представляла собой 12 спецучастков длиной в 150 километров. В этом году конфигурация всех скоростных участков была изменена, что позволило создать равные условия для всех спортсменов. Как и в прошлые годы, финал Чемпионата России был совершенно непредсказуемым. Именно здесь решалась судьба чемпионских титулов, и предугадать исход гонки было практически невозможно.
«Левый 5, 70, брод, подброс»
Рабочие будни гонщиков начались в среду 25 сентября: регистрация, выдача документов для ознакомления с трассой, административные проверки.
Сверяясь с дорожной книгой и контрольной картой ознакомления, в четверг и пятницу большинство гонщики отправились на спецучастки на обыкновенных автомобилях. Каждый СУ (спецучасток) по регламенту гонки необходимо пройти минимум один раз, поставив соответствующую отметку у организатора.
На первом проходе пилот диктует штурману стенограмму: расстояние до поворота, сложность последнего, места подбросов, трамплины, броды. Трасса данной гонки по праву считается самой зрелищной – спецучастки проходят через узкие лесные дорожки, широкие каменистые прямые, по бокам которых виднеются виноградники. Скоростные километры петляют в горах, проходя через многочисленные броды, закручиваясь в невероятные «шпильки» с крутыми подъемами. По признанию спортсменов, финал Чемпионата России в данном месте позволяет в полной мере проверить свои навыки и насладиться сложной трассой.
Второй проход трассы осуществляется в более быстром режиме. Штурман диктует пилоту записанную стенограмму. По ходу проезда «боевых километров», вносятся дополнения.
За два дня прописи трассы спортсмены проехали все 12 СУ. Каждое ознакомление проходило в обозначенном месте в определенное время. Сложность возникла на СУ «Натухаевский», где дорога, превратившаяся из-за дождей в глину с глубокими колеями, позволяла проехать только джипам. Гражданские машины, с помощью более подходящих для этого места авто, «украсились» килограммами грязи, щедро сдобренной пылью. На трассе здесь и там валялись оторванные подкрылки, защита и брызговики.
Гонка открыта!
В пятницу, 27 сентября, на площади поселка Абрау-Дюрсо состоялось торжественное открытие. В нем приняли участие все экипажи. Торжественные речи, проезд боевых авто и их пилотов через стартовую рампу, объявление и небольшое резюме по каждому участнику. Удивление зрителей вызвал экипаж, пришедший к месту открытия на «своих двоих». Гонщики пояснили, что их механики доделывают авто. После старта спортивные автомобили отправились в сервис парк, а гонщики - готовиться к следующему дню.
«Первый день – он трудный самый»
Первый день гонки встретил спортсменов и зрителей ясным небом. Небесная канцелярия опомнилась, что все-таки гонка проходит на юге. Сухая каменистая трасса радовала любителей зрелищ столпами пыли от проезжающих авто. Зато для гонщиков трасса, запись которой проводилась после дождей, преподнесла много сюрпризов: дороги, просохшие от луж стали более скоростными, возникли новые выбоины, означавшие подбросы. Вносить изменение в стенограмму пришлось на ходу.
Стоит отметить, несмотря на то, что от Ярославля до Новороссийска более 1800 км, поддержать наших спортсменов приехало большое количество болельщиков. Они приветствовали появление своих экипажей бурными криками, что слышно на любом снятом видео. Остальные зрители после первого же СУ поняли, какие боевые авто – ярославские.
На первом СУ экипаж Грегория Трегубова порадовал судей эффектным финишем: приземлением на крышу. Но гонщики быстро вернули авто на колеса и помчались дальше. Ярославский экипаж Алексей Петрова и Андрея Верещагина также столкнулся с техническими проблемами: погнутая тяга, сломанный стартер, постоянно загоралась лампочка аварийного давления масла, потому пришлось быть более осторожными, чтобы не перекрутить двигатель. Всего в этот день с трассы сошло 11 экипажей. В этот день завершился 21 этап Кубка России.
Ралли – дело непредсказуемое. День второй
Утро воскресенья принесло много неожиданностей: с ночи лил дождь, размывший некоторые допы до неузнаваемости и превратив лужи в глубокие броды. По причине плохих погодных условий были отменены оба прохождения СУ «Натухаевский». На первом допе «Семигорский» возникла настоящая пробка из боевых авто, многие из которых застревали на невозможно скользкой дороге. К дневному сервису организаторы приняли решение отменить повторное прохождение данного спецучастка.
Таким образом, по-настоящему скоростным СУ второго дня остался только «Виноградный», на котором экипажи совершили два прохода. Закрученные повороты, длинные подъемы с трамплинами, виноградники по бокам трассы (в которые влетели многие экипажи), броды, лужи, грязь из под колес – мечта заядлых болельщиков ралли.
Ярославский экипаж Андрея Головкина и Дмитрия Ловцова смог «насладиться» данным СУ в полной мере. У их боевой Фиесты после первого прохождения срезало вторую передачу. Несмотря на отсутствие столь необходимого на крутых и скользких подъемах режима, спортсмены успешно финишировали.
Около 16 часов оставшиеся на ходу экипажи финишировали. В 17.45 были готовы предварительные результаты. На той же площади Абрау-Дюрсо состоялось Экспресс-награждение. Боевые автомобили с экипажем проезжали через подиум, получая свои награды и приветствуя зрителей.
Прорыв ярославцев
Экипаж Алексей Петрова и Андрея Верещагина по итогам года стали бронзовыми призерами Чемпионата России в классе R2, намного улучшив свои результаты. Экипаж Андрей Головкина и Дмитрия Ловцова, выступающие в том же классе первый год, заняли пятое место по итогам Чемпионата. Дмитрий Соколов и Александр Дегаев получили бронзу в своем зачете по итогам гонки. А ярославская команда СТК «Мотор» стали серебряными призерами общекомандного зачета. Такими результатами нужно гордиться!
После награждения в технической зоне прошли заключительные проверки, а в штабе ралли - публикация официальных результатов. Для всех ярославских экипажей эта гонка стала заключительной в этом сезоне.
«Сезон был сложный, но дальше будет только лучше
О том, как ярославские гонщики оценивают прошедший раллийный сезон, с какими трудностями им пришлось столкнуться и какие планы на следующий год, они рассказали «АиФ-Ярославль».
Алексей Петров, пилот экипажа:
«Мы в начале сезона сделали большой шаг вперед. Нашли средства и поменяли технику на подготовленный по мировым требованиям Ford Fiesta. Сезон начался довольно сложно, машина оказалась очень специфической по управлению после нашего автопрома. Было ясно, что нужны постоянные и серьезные тренировки. Была долгая прикатка, два серьезных схода в Карелии (зимней и летней), поломка двигателя на Украине. Сила нашей команды именно в том, что мы не сдаемся, боремся. И, как показал, финал не зря. Мы стали бронзовыми призерами в Чемпионате России по итогам года. Очень порадовало, что приехало так много болельщиков с Ярославля. На финал собралось очень много сильных соперников в моноприводе, уровень, как никогда высок. Что касается следующего года, то нам необходимо повышать мастерство и стремиться к первому месту».
Андрей Головкин, пилот:
«Наш первый раллийный сезон прошел отлично. Мы проехали практически все гонки. Трасса финальной гонки, на которой еще в прошлом году мы были только зрителями, впечатлила: разнообразное покрытие, подъемы, спуски, трамплины, косые повороты, подбросы. Свои коррективы внесла погода, технические трудности, но мы доехали до финиша. По итогам года мы заняли пятое место в Чемпионате России. Для первого года, это достойный результат. Если учесть, что наш автомобиль самый слабый в своем классе. На следующий год хотелось бы поменять машину на более серьезную и подготовленную и стремиться к подиуму».
Тимофей Воробьев, тренер, восьмикратный чемпион России по ралли:
«Все то, что могло, получилось. Итог гонки и в целом Чемпионата России для наших экипажей очень достойный. Команда Петрова с Верещагиным, получившие бронзу, достойны такого результата. Экипаж Головкина с Ловцовым могли бы быть и четвертыми, но данная машина уступает конкурентам. Соколову с Дегаевым нужно работать над собой, тренироваться и у них все получится. Финансовые трудности, которые были в прошлом году, в этом только усилились. Но мы, как обычно, надеемся на лучшее».
По словам гонщиков, все прошлые годы было сложно бороться, так как классификация автомобилей достаточно размыта. Порой приходилось соревноваться с авто, лошадиных сил в которых больше единиц на 70. Это сказывалось на времени отставания от соперников. Со следующего года ФАР пытается перейти на мировые регламенты, чтобы все авто в своем классе были на равных условиях. Тем интереснее будет борьба. Проблемой номер один у ярославцев по-прежнему остается отсутствие достойного финансирования. Но, несмотря на это, гонщики продолжают радовать болельщиков своими высокими результатами, поднимая авторитет нашего города в автомобильном спорте.