Урожай есть. Но мы будем меньше есть

   
   

Подсчитывая, насколько выросли цены на бензин, мы поневоле начинаем волноваться: не подорожают ли продукты питания, не придется ли покупать хлеб по цене апельсинов? Директор департамента АПК Михаил Боровицкий считает, что волноваться не стоит. Впрочем, и радоваться особо нечему.

Улов-то хороший, успеть бы собрать

Сначала хорошая новость: урожай в этом году есть, и вполне приличный. Зерновых культур и картошки на полях области уродилось больше, чем в 2005 году. Зерна собирают аж по 20 центнеров с гектара против 15 в прошлую осень. Беда только, что собирают плохо, и виной тому не отсутствие средств на топливо, к чему уже успели привыкнуть, а дожди. Этот вариант, кстати, хуже, потому что с горюче-смазочными материалами администрация области худо-бедно пособить может, а с небесной канцелярией договариваться не умеет.

Пока выигрывает погода. Уборка картофеля только началась, тяжело приходится льну - ему бы побыстрее на заводы попасть, а он мокнет и цену теряет. Зерновые убрали только наполовину, а зерно между тем портится, становится негодным для посева.

Ситуация, конечно, не смертельная, на фоне всей России мы справляемся даже неплохо, однако прибыли утекают сквозь пальцы. Вся надежда только на то, что у баб еще будет лето.

Хлеба в булке - половина

Но вернемся к насущному, потребительскому. За какие деньги мы будем кушать этот урожай? В этом году зерно ведет себя необычно: ни летом, ни осенью не произошло традиционного снижения закупочных цен. Поэтому за тонну зерна мукомолы платят процентов на 20 больше, чем в прошлом году.

Тем не менее резкого роста цен на хлеб, по мнению Михаила Боровицкого, не будет. "Во-первых, муки в хлебобулочных изделиях все-таки не сто процентов, а шестьдесят, - сказал директор департамента АПК на пресс-конференции. - Во-вторых, цена на продукт вообще мало зависит от цены на сырье, она зависит от конкуренции, а конкуренция среди пекарен у нас большая. Поэтому подорожание, конечно, будет, но постепенное и меньше, чем на зерно".

То же касается других продтоваров. Разница между российскими ценами на продукты и ценами зарубежных производителей невелика. Сколько бы на самом деле ни стоил товар, продать его значительно дороже наш крестьянин не сможет - его свекле тут же найдут замену в какой-нибудь Аргентине. Так что и взлет тарифов на электроэнергию, и бесчеловечные расценки на ГСМ, и дожди с грозами прежде всего бьют по колхозам и фермерским хозяйствам. До потребителей же докатываются только слабые отголоски их бед. Помните, насколько подорожали хлеб, молоко, овощи с прошлого года? Кажется, что намного? А для производителей, говорит Боровицкий, они стали дороже почти в два раза.

Коровы отпущения

К сожалению, отыгрываться на сельхозпроизводителях государство будет еще долго. "Иначе получится замкнутый круг инфляции, - объясняет Боровицкий. - Поднялись цены на продукты - поднялись зарплаты - поднялись цены на ГСМ и так далее. Вот сельское хозяйство и есть то место круга, где практически во всех странах останавливается инфляция. Но, безусловно, государство должно возмещать производителям убытки".

Собственно, этим и занимаются в развитых странах: бросая отрасль производства на амбразуру, государство всеми возможными способами заглаживает свою вину. Дотации, льготные кредиты, госзакупки - эти схемы, отработанные десятилетиями, работают везде! У нас же только-только, со скрипом эта машина начинает двигаться.

Скажем, конкурсы на поставку продуктов в учреждения (тот самый госзаказ) выигрывают, по признанию Боровицкого, не производители, а перекупщики. Потому что они успели разобраться в изменениях конкурсных правил, а колхозники и фермеры - нет. К тому же в конкурсных комиссиях нет ни одного специалиста по сельхозпродукции. Значит, пока производители сообразят, пока департаменты проанализируют, а губернатор отправит запрос законодателям, областной бюджет втридорога будет закупать неизвестно какого качества овощи, крупы, молоко и прочее. А производители будут лишены естественной поддержки государства.

Это не единственный пример. Можно рассказать и о невозможности взять льготный кредит мелкому хозяйству, и об отсталой, как чугунный утюг, технике. Но это тема отдельного разговора. Кстати, директор департамента АПК во всем этом угрозы продовольственной безопасности не видит. И говорит, что молоком, яйцами и овощами область себя обеспечивает полностью.

В общем, пока коровы, картофель и козлы отпущения еще есть, нам, обывателям, волноваться нечего. К тому же многое зависит от точки зрения. Если смотреть на вещи пессимистически, то непременно высмотришь, что продукты подорожали. А когда глядишь с оптимизмом, то получается, что мы за те же деньги всего лишь стали меньше есть. Выгода налицо - умеренность в еде весьма полезна, это всякий диетолог вам скажет.

Смотрите также: