Ярославец изготавливает редкие музыкальные инструменты

   
   

"АиФ Ярославль":  - Дмитрий, когда вы начали увлекаться музыкой?

Д.К.: - Когда мне было года два, гуляя с мамой, я любил залезать на уличную сцену и петь. Я до сих пор отлично помню это ощущение сцены - мне было так хорошо, легко. А потом я играл в школьном ансамбле, в ансамбле местного дома культуры «Вымпел». И когда наш руководитель Дмитрий Соколов со своей женой Мариной решили создать фолк-группу на базе того же ДК, то позвали меня, третьим. Так появилась группа «Седьмая вода», мне было пятнадцать лет. Мы стали очень популярны в 90-е, объездили много стран с концертами.

"АиФ Ярославль": - Сейчас вы на чём только не играете: духовые, струнные, ударные. А какой инструмент освоили первым?

Д.К.: - Это был аккордеон. Он давно стоял у нас дома, отец всё мечтал научиться играть, но так и не смог. В восемь лет меня отдали в музыкальную школу, я там проучился два года и бросил. Мой учитель продолжил со мной занятия на дому ещё год, но с ним я тоже занимался кое-как. А когда уже стал постарше, начал сам осваивать гитару и   электроорган в составе школьного ВИА. А уже в группе «Седьмая вода» мне пришлось играть на разных инструментах: свирель, флейта, контрабас-балалайка, перкуссия и много ещё чего. Помню, мы специально ездили в Киев от дома культуры за инструментами. Представляете, нас трое и целый «Икарус» разных музыкальных инструментов. Пока ехали назад два дня, я потихоньку освоил флейту.

"АиФ Ярославль": - А почему сами начали мастерить инструменты?

Д.К.: - Просто их трудно было достать в то время. Мне проще было что-то сделать самому, чем купить. Первую колесную лиру я смастерил за девять месяцев. Не с нуля, конечно. Купил детскую виолончель, встроил механизм с ручкой, струнами, клавишами. Правда, я больше ею любовался, чем создавал, мне нравилось смотреть, как она получается. А доработку я делал в Москве у своего друга и большого скрипичного мастера Владимира Калашникова. Он меня консультировал, как лачить лиру, как её старить. Помню, когда мы в 96-м приехали в Германию, немцы очень ею интересовались, спрашивали, какого же она века. Ну, я шутил, что века три назад сделана. А вторую колесную лиру я уже делал полностью сам, но она осталась в Брюсселе у моего продюсера и друга Мишеля Драшусова.

   
   

"АиФ Ярославль": - А почему дорабатывали у скрипичного мастера? По виду инструмент напоминает гитару с механизмом клавесина.

Д.К.: - Нет, это всё-таки скрипичный инструмент. Звук у неё такой протяжный, тягучий. И сам принцип звучания как у скрипки. Музыкант одной рукой крутит ручку и вращает деревянное колесо, которое трётся о струны, как скрипичный смычок. Другой рукой нужно нажимать на клавиши, чтобы они зажимали струны, как пальцы на грифе скрипки. Колёсные лиры появились более тысячи лет назад. На них играли бродячие музыканты в разных странах. В России таких называли «калики перехожие».

"АиФ Ярославль": - А какие ещё инструменты вы делаете? 

Д.К.: - Мне одно время очень нравилось делать окарины, это такие духовые, они бывают из глины и из коровьего рога, разной формы. Дудочки разные из дерева, из тростника, какие-то ударные делал. То есть у меня не такое уж «разносолье» инструментов и не всё, что у меня есть, я сделал сам. Многие инструменты мне дарят. Но меня обилие и не интересует, я не коллекционер. Мне важно открывать новые музыкальные возможности. То есть я могу один и тот же инструмент использовать в музыке разных культур. Получается, что в китайском и шотландском альбомах одни и те же инструменты звучат абсолютно по-разному. Мне важно выжать из них «все соки», что-то подкручивать, подглушивать, чтобы звук стал другим.

"АиФ Ярославль": - Вы известны как фолк-композитор и исполнитель во всём мире. Почему не хотите уезжать из Рыбинска?

Д.К.: - Отнюдь, конечно, не во всём мире, но, по-моему, настоящая известность - это не когда ты ездишь по разным странам, а когда к тебе приезжают отовсюду. У меня была давнишняя идея построить сцену у себя дома, видимо, чтобы продолжить те ощущения, которые я пережил в два года. И вот в этом году я твёрдо решил устроить концерт, и так совпало, что в середине лета в одночасье ко мне приехали многие мои друзья-музыканты из разных городов и даже стран. И я провёл первый фолк-фестиваль «Этно-Кузня». Он получился очень душевным и тёплым. Сейчас время такое сложное, многие музыканты в больших городах вынуждены как-то крутиться, чтобы заработать денег, времени для творчества почти не остаётся. А мне хотелось, чтобы творческие люди, мои друзья чаще общались. Ведь живого общения сейчас всем очень не хватает.

Досье

Дмитрий Кузнецов, мультиинструменталист, исполнитель, композитор, продюсер. Участник европейских и международных фестивалей. Родился в 1971 году в Рыбинске.

Жена Анна выступает вместе с Дмитрием как солистка и музыкант. Пятилетняя дочь Маша обожает петь, а полуторагодовалый сын Павел возится с отцовскими дудочками.

Смотрите также: