Ярославцы раскрывают тайны древней истории

   
   

Об этом и многом другом мы попросили рассказать начальника ярославской археологической экспедиции Владимира Праздникова.

Первые раскопки

"АиФ Ярославль": - Археология - наука довольно молодая. Как она развивалась в Ярославской области?

В.П. - Можно сказать, Ярославская область принимала участие в становлении науки с девятнадцатого века. Первые экспедиции назывались археологическими комиссиями, потом их переименовали в археологические съезды. Каждый съезд начинался с раскопок. А оплачивали всё это заинтересованные графы и князья.

"АиФ Ярославль": - А когда сложилась современная история ярославской археологии?

В.П. - В 1970-х годах, когда в Ярославль по распределению приехала выпускница МГУ Ирина Станкевич. Специалист в области археологии, она решила организовать в области свою экспедицию. Первые два года молодой специалист объезжала все памятники в регионе, знакомилась с историей края. В 1972 году начались первые стационарные раскопки городища раннего железного века под Переславлем.

"АиФ Ярославль": - Почему так далеко? Ведь есть памятники гораздо ближе к областному центру.

В.П. - Памятников много по всей области, от поселений среднего палеолита (12 тысяч лет назад) до селищ (раннее средневековье X-XIII века). Но у археологов, как и в большом бизнесе, есть свои корпоративные интересы. В 70-е годы Ярославская область - вотчина интересов Москвы. Единственные памятники, не интересовавшие москвичей, - раннего железного века. Именно поэтому их и решила раскапывать Ирина Станкевич.

"АиФ Ярославль": - Но потом ситуация изменилась?

В.П. - Закончили раскопки переславского памятника в 1983 году. Москвичи ослабили «хватку», тогда мы стали проводить разведку, и нашли селище X-XIII века под селом Введенским Некрасовского района. Его копали больше 10 лет. Было много интересных и уникальных находок. Потом Ирина Леонидовна решила отойти от дел и передала всю экспедицию мне.

Увлечённые

"АиФ Ярославль": - А что вас привлекло в археологии?

В.П. - Я приехал из далёкого шахтёрского посёлка Майский Тульской области. Сначала городская жизнь показалась мне «диковатой». А на раскопках была возможность проявить себя - в отличие от городских ребят, я мог дрова колоть, готовить еду на костре, ставить палатки. С первыми находками проснулись научный интерес и азарт.

   
   

"АиФ Ярославль": - Как часто вы выезжаете на раскопки?

В.П. - Работа у нас сезонная, работаем с мая по октябрь. Если раскопы небольшие, то я их оставляю на выходные. Есть группа друзей, которые увлечены археологией. Они, для того чтобы съездить в экспедицию, отпуска подгадывают. С ними мы каждый год уезжаем на три недели то в Угличский, то в Мышкинский район.

"АиФ Ярославль": - А семья как относится к вашей работе? Разделяют вашу страсть?

В.П. - Семья со мной не ездит. Супруга ещё перед свадьбой побывала в экспедиции и сказала, что с неё достаточно и больше она ни на какие раскопки не поедет.

Пятьсот памятников

"АиФ Ярославль": - Много памятников археологии на территории области?

В.П. - На сегодняшний день на территории области известно свыше 500 памятников. Они абсолютно разные и принадлежат к разному времени. Наиболее древние в Угличском районе, именно оттуда шло заселение края. А наибольшая концентрация в Ростовском, Угличском, Переславском и Ярославском районах. Наименее изучены Брейтовский и Некоузский районы. Не столько из-за отдалённости, сколько из-за непроходимости и болотистости.

Уникальные находки

"АиФ Ярославль": - Какие находки были самыми интересными?

В.П. - В Введенском мы нашли иконку XII века. Их известно всего шесть в мире, и одна из них наша. Однажды на улице Революционной откопали ювелирную мастерскую и вытащили свыше 100 стеклянных браслетов. А самая для нас интересная находка была в Мышкинском районе у деревни Городище. Курганы были почти затоплены, работали в воде. И вот удача: в одном из курганов обнаружили шумящие подвески, дирхам и динарий.

"АиФ Ярославль": - Как археология помогает изучать прошлое?

В.П. - Например, всегда считалось, что город был на территории Стрелки, но никто не знал - где. А раскопки помогли восстановить картину. Оказалось, первые поселенцы ушли вглубь Стрелки, подальше от Волги. Ещё археология помогает восстанавливать историческую справедливость. Долгое время считалось, что Ярославль открыл двери татаро-монголам. Но находки массовых захоронений показали, что жители сражались до последнего.

"АиФ Ярославль": - А что дальше происходит с находками?

В.П. - Все они обязательно фиксируются и передаются в музеи, с которыми археологи заключают соглашение. Правда, музеи не любят принимать керамику. Этот массовый материал не особо ценен. А музеям хочется каких-то эксклюзивных вещей. Но мы стараемся отдавать всё, себе ничего не оставляем.

Смотрите также: