Ярославский WORDOворот. Поэты провели творческий вечер

Встреча с читателями стала первой в цикле поэтических вечеров. © / Мария Черкунова / АиФ

Этой весной пробуждение культурной жизни нашего города почему-то особенно активно стартовало с её литературной составляющей.

   
   

Уже в феврале началась работа над созданием литературного портала Ярославской области. 6 марта прошла презентация первого номера тонкого литературного журнала «Кит умер», выпущенного молодыми ярославскими поэтами. А 12 марта три ярославских поэта разной степени молодости (Андрей Стужев, Тимур Бикбулатов и Никита Титаренко) запустили WORDOворот - цикл поэтических вечеров. Первый вечер получил выразительное и неоднозначное, как и положено в поэзии, название «Метастансы».

Первобытная поэзия

Сама по себе идея «расширенной кухни», т.е. выступления перед небольшим количеством публики в неформальной обстановке, для современных поэтов не нова. Времена переполненных залов и стадионов прошли - вернулись кулуарные чтения для узкого круга. Однако чаще всего общение поэтов с читателями проходит в формате творческой встречи, когда на сцене либо один автор, либо вереница приглашённых им пишущих друзей. WORDOворот из этого формата выбивается как концептуально выстроенной программой, так и профессиональным и разнообразным музыкальным сопровождением.

Но нужна ли вообще ярославцам современная поэзия - и нужны ли поэтам такие встречи? В ожидании начала на эти вопросы ответили главные действующие лица вечера.

Тимур Бикбулатов, поэт: «Ярославль - уникальный город в этом отношении. Здесь помимо полуофициального остатка советской поэзии и литераторов, которые, живя в Ярославле, «варятся» либо в интернете, либо в печатных журналах других регионов, есть третья категория, к которой принадлежу и я, и другие выступающие сегодня. У нас есть физиологическая потребность писать - и нет потребности влезать в тусовку, в общую суповарку, в коммерческий обмен «я печатаю тебя в моём журнале, а ты печатаешь меня и моих друзей в своём журнале». Мы не читаем современных литературных хит-парадов, мы просто живём и воспринимаем современную жизнь по-своему - поэтому в Ярославле сегодня есть 5-7 человек, у которых свой голос. Первобытный, узнаваемый».

Андрей Стужев, поэт: «В теории такие встречи тоже должны быть платными, потому что, я считаю, максимальный КПД у творческого человека случается в тот момент, когда его деятельность - художественная, литературная, музыкальная - становится основной. Но путь это длинный. Пока проблема даже не в том, чтобы убедить людей со вкусом платить за концерты (а не получать произведения искусства бесплатно, как большинство привыкло),  а в том, что люди с развитием интернета перестали на эти концерты ходить. Зачем? Ведь есть ютуб! Люди отчуждаются друг от друга, происходит социальное разобщение. И в первую очередь надо снова приучить их посещать такие мероприятия. Насколько это нужно людям, время покажет. Но в любом случае мы это делать будем».

Никита Титаренко, поэт: «Мне на сцене всегда не комфортно. Но на сцене всегда живёшь. Поэтому да, надо читать больше, надо, чтобы такие вечера проводились чаще. Я бы с удовольствием послушал, как Данте Алигьери читает «Божественную комедию», но у меня нет такой возможности. А у современных слушателей есть возможность послушать современных поэтов. Это как воскрешение вечеров в Политехническом институте, когда выходили на сцену Маяковский, Цветаева. А теперь выходят Стужев, Бикбулатов… Думаю, придёт время, когда слушателей на таких вечерах станет больше - когда им это понадобится».

   
   

Водоворот открытий

Но вот публика собралась - около 30 человек, что для поэтического вечера в Ярославле (в отличие от чрезвычайно активных Вологды, Петербурга или Москвы) является практически аншлагом.
Вот прочитаны стихи и сыграна музыка, выпиты многочисленные чашечки кофе, и уже начались и кончились несколько споров о только что увиденном и услышанном.

Любое культурное событие можно считать удачным, если его участники открывают для себя что-то новое в искусстве, окружающем мире или  себе самих. «Метастансы» в этом плане оказались удачными, поскольку принесли не одно открытие и выступающим, и слушающим.

«Тимура Бикбулатова я давно знаю, мне нравятся его постмодернистские вещи со множеством аллюзий. А Никиту Титаренко я услышала в первый раз, до этого не была знакома ни с ним, ни с его творчеством, - говорит Ира Freeway. - Он совсем другой, над его стихами следует подумать, может быть, прочитать их «на бумаге», чтобы остановиться, прочувствовать».

Не все открытия оказались одинаково приятными.

«Мы на разных чтениях бываем периодически, очень любим такие вечера - они очень тёплые, - рассказали студентки Ярославского музыкального училища Любовь и Мария. - Немного знакомы со стихами Никиты - мы с ним учимся. А других участников услышали впервые. Андрей Стужев очень понравился, а Тимур Бикбулатов очень не понравился - манера чтения у него «настырная».

Нашлось чему удивиться даже тем, кто с творчеством всех участников «Метастансов» знаком не первый год.

«Сегодня было особенно, - сказала Наталья, постоянная посетительница ярославских литературных мероприятий. - Очень цельное событие получилось, охватывающее три разных пространства, каждое из которых захватило темы от библейских времён до новейшей истории. При этом они и между собой широко и продуманно пересекаются. Сложное впечатление и мощное, особенно в сочетании с музыкой».

Для музыканта-мультиинструменталиста Влада Соловьёва открытием оказался сам процесс игры на баяне и мелодионе под чтение стихов.

«Играть под стихи очень неудобно, - поделился впечатлениями он. - Импровизируя, надо, во-первых, слышать то, что играешь сам, во-вторых, слышать гитару Михаила, в-третьих, улавливать характер произведения, чтобы играть в тему. Но в итоге получилось хорошо, даже отлично. Я не любитель поэзии и таких вечеров, но под конец вошёл во вкус».

«А для меня, хотя я и не в первый раз аккомпанирую стихам, это каждый раз волшебство, - признался Михаил Кочкин, гитарист, участник союза независимых авторов «Артель». - Потому что мы играем честные экспромты. Я, например, сегодня играл в игру: пытался ловить энергетику читающего, его паузы, смену тембра - и обыгрывать это музыкально. Очень увлекательное занятие».

Открытием для всех присутствующих стали стихи Владимира Кузнецова, не заявленного в программе и представленного Никитой Титаренко как «однокурсник по музыкальному училищу, великолепный пианист и потрясающий поэт».

И, пожалуй, стоит дать возможность читателям «АиФ» «приоткрыть» для себя упомянутых авторов. Ведь рассказывать ценителю прекрасного о поэтах, не цитируя их стихов, - занятие такое же неблагодарное, как перечислять голодному названия блюд в банкетном меню.

Метастансы. Избранное

Тимур Бикбулатов:

«Я не деталь, но кто-нибудь заменит -
Я им давал нехитрый мой чертёж…»

«Ещё она сказала, что я гений,
Поэтому, наверно, и свинья.
А я прикалывался, складывая тени:
Шекспир - поэт, Бодлер - поэт. Я - это я».

Андрей Стужев:

«Ярославль - всего лишь Рыбинск,
Притворившийся Москвой».

«Человеку мало века...
Нитку жизни развяжи...
Есть талант у человека...
Шансов нет с талантом
жить...»

Никита Титаренко:

«Музыка сердца стала Арт-роковой,
я знал много звуков - лучше бы мне не знать их.
Мы станем просто выученными уроками
друг для друга, партиями в сонате…»

Владимир Кузнецов:

«Из рук текут страницы переплёта,
Закат пестрит обрывком старых бус,
Под плинтусом пищит ночная нота -
Зевает сырный вор мышиный блюз».

Смотрите также: