Отдельный организм
Чем похожи рыба и дерево? Почему опасен окунь? Как одним словом определить лес и что такое «Ряпушкина правда»? Это только малая часть вопросов, на которые в течение недели ищут ответы участники эколого-краеведческой экспедиции. В этом году она собрала 160 участников, из которых 119 – дети. В палаточный лагерь на берегу Плещеева озера – место с богатым природным и историческим прошлым - приехали делегации из разных городов страны: Москвы, Дзержинска, Ярославля, Санкт-Петербурга, Казани, Тутаева и других. По уже давно сложившейся традиции к экспедиции присоединились команда Русского географического общества и отряд скаутов из гимназии Переславля-Залесского.
Чтобы попасть в число участников движения «Мы - дети Волги», все ребята в течение учебного года занимались в экологических кружках, участвовали в различных акциях: «Марш парков», «Покорми птиц», «Живи, ёлочка», «Новая жизнь старых вещей» и других, писали работы.
Взрослым же достаточно быть энтузиастами и уметь популяризировать особо охраняемые территории нашей страны.
- Нам хочется показать детям, что природа - это отдельный организм, который живёт по своим правилам, - объяснила Любовь Колотилина, координатор учебных и образовательных программ Эколого-просветительского центра «Заповедники». – Одно дело теория, которую им преподают в школе, в кружках. И совсем другое здесь, в экспедиции, где они учатся жить в природе, что формирует у них экологическое мышление и соответствующее поведение. Ребята не только видят, как работает национальный парк, здесь они встречаются с учёными, которые в популярной форме рассказывают им довольно серьёзные вещи.
Для педагогов экспедиция не только возможность собрать методические материалы, но и апробировать их.
Например, в этот раз обкатывалась эколого-просветительская интерактивная программа «Плещеево озеро», в которой знания усваиваются в игровой форме, рассказала Наталья Буторина, заместитель директора ЭкоЦентра «Заповедники» (Москва), координатор проектной группы по разработке туристской и эколого-просветительской инфраструктуры.
Наталья Николаевна в начале 2000-х годов участвовала в экспедиции, как преподаватель, привозила и своих детей.
- Это – успешный и устойчивый проект, - говорит она. – Неделя пролетает как один день. Детям экспедиция даёт расширение кругозора и новых друзей. Эти ребята никогда уже не будут топтать цветы, мучить животных, разбрасывать мусор. Они берегут то, что их окружает, им интересно это познавать.
Заразительное дело
К проведению экспедиции «Мы - дети Волги» сотрудники национального парка «Плещеево озеро» всегда готовятся заранее и подходят к этому со всей серьёзностью. Но в этом году в связи с трагедией на Сямозере в Карелии особый акцент сделан на безопасности детей, хотя к этому вопросу здесь всегда были повышенные требования.
- Палатки на этот раз у нас установлены двуслойные, утеплённые, - показывает территорию лагеря Сергей Кочев, заместитель директора по туризму и экопросвещению национального парка «Плещеево озеро». – Есть стационарные палатки из дерева, и на следующий год их станет больше – видите, какое у нас здесь строительство идёт. В лагере есть водопровод, электричество. Даже воду детям греем. Это наше детище, которое мы развиваем.
Вместе с отцом в экспедиции не первый раз находится дочь Маша, которая категорически отказывается ехать в другой детский лагерь. Ей там не интересно, не то что здесь, объясняет она родителям.
В «Плещеевом озере» же считают, что дети должны знать, где и как работают родители, поэтому в экспедиции участвует и делегация национального парка. В этом году в её составе 22 человека.
- Растим себе смену, - говорит Галина Разумовская, специалист отдела экопросвещения, туризма и рекреации национального парка. – Дети Волги – дело заразительное. Директор «Плещеева озера» Михаил Юрьевич Федоров – воспитанник нашего движения, с 6-го класса принимал участие в экспедициях. Арина Захарова сначала ездила сюда как участница, потом закончила с отличием ЯрГУ им. П.Г. Демидова, теперь приехала как преподаватель сразу после первой за многие годы экологической смены «Заповедная страна» в международном детском лагере «Артек». Вместе с ней туда поехали ещё трое детей Волги: Кирилл Лавриненко, Глеб Федосеев и Алена Мудрик.
Дмитрий Ткач в экспедиции участвует в 10-й раз. Сейчас он студент третьего курса МГИМО.
- Здесь просто здорово, - считает он. – Галина Игоревна Разумовская и Любовь Николаевна Колотилина, которые все это придумали, Людмила Васильевна Воробьёва, да и все, кто здесь работают, прекрасные и очень интересные люди, озабоченные судьбой нашей планеты, как бы пафосно это ни звучало. Вкладываются в детей, сил не жалеют. И результат того стоит.
Заповедное братство
В каких только национальных парках не побывала экспедиция за время своего существования: это и «Русский Север» на реке Шексне, и «Валдайский» на озере Велье, там берёт свое начало река Волга. Ездили и на Угличское и Иваньковское водохранилища, побывали на первом в России рыборазводном заводе.
За время проведения экспедиции в ней приняли участие более 3000 человек. Участниками создан сайт «Мы – дети Волги», где они общаются и через который пропагандируют движение. Трое преподавателей-экологов – руководители кафедр «Мы – дети Волги» из Некрасовской школы Наталья Аминова, Коленовской школы Ольга Ильинская и школы № 9 Переславля-Залесского Любовь Колотилина были признаны победителями президентского гранта в области образования «Лучшие учителя России», используя в своих проектах полученный опыт работы в экспедиции.
В движении «Мы - дети Волги» ребят учат жить в гармонии с природой, а также научно обоснованно пользоваться тем, что даёт всем нам окружающий мир. Исследовательские проекты, проводимые в экспедиции, основаны не только на изучении окружающей природы. Участники экспедиции по её завершении пишут работы, в которых ищут выход из экологической катастрофы, связанной с нерациональным использованием природных ресурсов.
Но кроме занятий наукой дети с удовольствием ходят на орнитологические экскурсии, и не ленятся подниматься ради этого чуда в 6 часов утра. Наилучшим времяпровождением считают народные забавы, и аукцион кулинарных блюд, а также работу в творческих мастерских, где учатся создавать обереги, сувениры из валяного сукна, роботов из пластиковых крышечек. Очень гордятся тем, что специально для их экспедиции взрослые серьёзные люди создают интеллектуальные игры такие, как «Следопыт», «Листья и деревья», «Подводный мир Плещеева царства», «Ряпушкина правда» и другие. Да здесь даже штампы не простые, а с изображением обитателей озера и парка!
Что касается взаимоотношений, которые зачастую в больших детских коллективах очень непростые, то в этой экспедиции старшие ребята так трогательно заботятся о младших и с таким уважением относятся к педагогам, что словосочетание «заповедное братство» лучше всего отражает их суть.
Реклама
Смотрите также:
- Учитель Татьяна Уткина о прагматичности современных детей, любимых «вэшках» и тайне своего имени →
- Учитель должен удивлять. Сегодня, 1 сентября, День знаний →
- Лица города: что тревожит ярославцев →