Культуре – мат. Владимир Жельвис - о цензуре и нецензурщине

Грамотных и культурных людей становится всё меньше. © / Александра Горбунова / АиФ

В последнее время в обществе много дискутируют по поводу цензуры произведений искусства, давления на деятелей культуры, закрытия выставок, спектаклей. Какую роль играет культура в жизни ярославского общества, мы поговорили с доктором филологических наук Владимиром Жельвисом.

   
   

Театр - учитель

Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»: Владимир Ильич, как вы думаете, сегодня театр - это «развлекуха»?

Владимир Жельвис: Я бы сказал, что театр имеет право также и предложить зрителю простое развлечение. Пусть придёт просто, чтобы отдохнуть. Вышел - и забыл, про что там всё это было. Но сводить театральное искусство к такому вот водевилю, балагану, дешёвому фарсу было бы преступлением. Театр - великий учитель, его главная задача, как и у хорошей книги, - заставить задуматься. Увидеть чужую жизнь, примерить её на себя, зарыдать или расхохотаться вместе с героем пьесы.

- Константин Райкин в своей речи на съезде театральных деятелей обвинил власти в стремлении вернуться к цензуре в искусстве. А вы как считаете - нужна цензура в театре?

- Безусловно, не нужна в обычном смысле слова, театр сам должен иметь право решать, что ему ставить, как ставить и кто должен это делать. А у зрителя есть право ходить на этот спектакль или нет. И когда вдруг, как чёрт из табакерки, перед театром появляются какие-то мракобесы с хоругвями наперевес и пытаются от имени народа что-то запрещать, сразу вспоминаются, не к ночи будь помянуты, царских времён полупьяные черносотенцы.

Но есть и самоцензура: режиссёр должен отдавать себе отчёт, зачем он выбрал для постановки эту пьесу и зачем он вдруг решил вставить в эту старую пьесу современный танец, одеть героев XVIII века в современные костюмы или заставить испанских персонажей ругаться по-русски. Подчеркну: если это оправдано авторской задумкой - флаг вам в руки. Сейчас чуть ли не регулярно театры, в том числе и наш Волковский, играют Шекспира в костюмах XIX-XX веков, и порой это помогает зрителю понять, что Шекспир - драматург для всех веков.

Но вот если режиссёр главным образом сидит и думает: что бы такое понапридумать, чтобы шокировать публику… Раздеть героев догола, заставить их на сцене испражняться, плевать прямо в публику. Зачем? А просто так, потому что ни у кого такого не было, а у нас вот есть! Вот тут театральным критикам есть о чём поговорить.

   
   

Кстати, в интернете на слова Райкина его оппоненты отвечали только примитивным матом. Никакой логики, никаких возражений по существу, одна густая пена из разодранного ненавистью рта. Видно, как их душит бессильная ярость: возразить нечего, а так хочется!

«Ругаться можно»

- Можно ли обойтись без мата в театральных постановках? А в жизни?

- В жизни - безусловно, нельзя. Бывают такие ситуации, особенно прямо вот сейчас, когда ваше отношение к происходящему вокруг можно выразить, только нарушая самые сильные общественные табу на произнесение кое-каких слов. Конечно, речь идёт о брани «в воздух», а не направленной на собеседника.

В театре ситуация другая. Помню, когда-то с таким вопросом я обращался в частной беседе к Галине Волчек. Знаменитая актриса и режиссёр сказала: ругаться на сцене можно, если это оправдано происходящим действием. На сцене должны говорить так, как говорят в жизни.

Но совсем необязательно, чтобы актёр, играющий на сцене пьянчужку или уголовника, через слово матерился. Хотя на самом деле они именно так и разговаривают. Слушать такую речь противно и скучно. Тем более что на сцене ведь речь героев предельно сокращена, в жизни она заполнена лишними словами, паузами, какими-то посторонними действиями. И если всё это убрать, а мат оставить, что получится? Так что тут всё дело в уместной дозировке.

- Какие спектакли наших ярославских театров вызывают у вас «аллергию» или, может, озабоченность?

- Ни один спектакль, который я видел, отторжения у меня не вызывает. У нас очень хорошие театры и прекрасные актёры. Конечно, что-то нравится больше, что-то меньше. Не пропускаю постановок Александра Сергеевича Кузина - он, без сомнения, режиссёр мирового уровня, Ярославлю неслыханно повезло, что у нас есть такой мастер.

Мне кажется, наши театры посещаются неплохо. Надо только помнить, что у театра в среднем по величине городе вечная проблема - быстро исчерпывается число тех, кто этот спектакль ещё не видел. Один и тот же спектакль не может ставиться слишком долгое время, репертуар должен непрерывно обновляться. А каждая премьера - колоссальный труд, как блины их не пекут.

Даёшь гимн!

- У Ярославля вскоре может появиться собственный гимн: в качестве претендента названа известная песня Пахмутовой. Как вы считаете, уместна ли сегодня такая инициатива депутатов?

- У меня впечатление, что наши депутаты сидят и напряжённо думают: чем бы заняться, неудобно же за такие деньги ничего не делать! Дороги - это банально, скучно и очень дорого. Бороться за сохранение памятников архитектуры - можно от местных олигархов-строителей по физиономии схлопотать. А, вот оно: давайте гимн придумаем! И будем его петь на праздниках, встречах, в школах и вузах. Это будет такое патриотическое воспитание, оно нынче модно, начальство нас похвалит. Что тут скажешь? Противно.

- Почему, по вашему мнению, в Ярославле немного желающих посетить филармонию?

- Мы с женой бываем в филармонии раза три в месяц. На симфонических концертах - регулярные аншлаги, в ход идут приставные кресла. На сольных концертах, да, народу поменьше, но не катастрофично. Да, пенсионеров много: билеты, как правило, недорогие, а удовольствие огромное. Филармония у нас прекрасная, дирижёры блестящие, оркестр отличный, солисты из Москвы приезжают охотно. И я с удовлетворением вижу, что в последнее время молодёжи стало значительно больше, и совсем необязательно все они получают музыкальное образование.

- Как вы оцениваете видеопоказы из ведущих концертных залов России?

- Виртуальные концерты приветствую. Конечно, когда у вас есть возможность через интернет прослушать любой концерт в исполнении мировых знаменитостей, роль этого проекта не так велика. Но всё же вообразить себя сидящим в зале прославленной Московской филармонии и слушать музыку вместе со счастливчиками, которые сидят прямо там, - большое удовольствие.

На задворках

- В последнее время уже никто не кричит об огромной роли и значении культуры для нашего общества. На первый план выходят совсем другие ценности: например, уметь делать деньги, владеть компьютером… Как вы считаете, почему?

- Делать деньги, мне кажется, занятие совсем не плохое, для общества полезное и нужное, а уж владеть компьютером - куда ж без этого? И что они привлекают всеобщее внимание - в этом я тоже не вижу ничего ужасного, если только согласиться, что принижать роль культуры для общества смерти подобно. Любое строительство общества необходимо начинать именно с культуры, никакого материального прогресса вы никогда не добьётесь, если будете отодвигать её куда-то на задворки, кормить по остаточному принципу. А именно это сейчас и происходит.

Причину такой слепоты найти не так уж и трудно. Если у нас министры защищают докторские диссертации, где утверждают, что исторически верно только то, что полезно для нашего государства, и их при этом активно поддерживают и защищают в самых высоких кабинетах, чего вы хотите? Получается ведь, что историк может врать, если это выгодно, и замалчивать неприятные факты.

Руководители многие неграмотны не в переносном, а в самом прямом смысле, они документы пишут с ошибками. А вы от них требуете культуры!

Так что считайте, что я закончил это интервью теми самыми словами, которые обычно в эфире «запикиваются». Другого языка для описания нынешней ситуации в культуре у меня, простите, нет.

Смотрите также: