Актёр Сергей Рядовкин о творчестве, борьбе за интерес зрителей и знаках судьбы

Фото автора и из личного архива С. Рядовкина.

   
   

- Сергей, когда вы решили стать актёром?

- Я с детства был влюблён в театр, занимался в школе искусств в театральном кружке, обожал ходить в ТЮЗ. Там у меня был любимейший спектакль «На дне», который я, будучи школьником, смотрел 17 раз. Но решение стать актёром далось мне нелегко. В 1999 году я поступил в театральный институт на факультет театра кукол и проучился три с половиной года. Работы было много, учились с утра до вечера, уходили домой и в девять, и в одиннадцать вечера, а бывало, что и всю ночь репетировали. Времени, чтобы погулять, встретиться со школьными друзьями, совсем не оставалось, и появилась жуткая усталость. Кроме того, я не очень уверенно чувствовал себя в работе, как-то это всё было средненько, и от этого мне было неловко. Ушёл работать в научно-исследовательский институт лакокрасочных материалов. Через два года где-то в середине января направился в театральный вуз забирать документы. Прихожу, а на моём курсе преподавала такая замечательная женщина Ольга Юрьевна Гифорова, которая была деканом факультета. И просто провидение, что она была в тот момент, а не секретарь.  Ольга Юрьевна мне говорит: «Не хочешь восстановиться?» И я, не задумываясь, отвечаю – хочу! С этого момента началось продолжение моей учёбы. Я был несказанно этому рад, всё хорошо у меня стало складываться, и я закончил вуз почти на все пятёрки.

- И сразу пришли в ТЮЗ?

- Нет, были разные предложения – и в Самару, и в Питер ехать работать. Вдруг неожиданно предложили в Таганку, и я, конечно, сразу согласился. Но пока не начал по-настоящему работать в театре, получилось, что месяца три жил у друзей по квартирам, никак не мог решить вопрос с жильём. И тут вдруг понял, что не могу больше находиться в Москве, с её суетой и толчеёй. Господи, думаю, дай мне какой-нибудь знак – что мне делать? Оставаться или уезжать? И в это время в метро погас свет. Что-то случилось, и было страшно. Я понял, что это был знак. Вернулся в Ярославль. Иду по улице и терзает мысль – куда устраиваться? Господи, ну почему так получается? И вдруг звонок на сотовый – директор ТЮЗа Наталья Николаевна Прокина: «Сергей, мы ждём вас». Так я пришёл работать в театр юного зрителя.

- Известно выражение, что для детей надо играть так же, как для взрослых, только лучше. Вы согласны с этим?

- Играть нужно хорошо всегда, и для детской, и для взрослой публики. Честно свою работу выполнять – вот, пожалуй, самое правильное слово. А хорошо это или плохо – будет судить зритель. Я считаю, что любой человек, уйдя со спектакля, должен задуматься о чём-то, причём не обязательно о каких-то глобальных вещах. Вот ребёнок вышел и говорит: «Мама, зайчика жалко, а волк такой нехороший, нельзя слабых обижать!» Всё – задача выполнена, этот человечек стал немного лучше. А если зритель ничего не вынес для себя из спектакля – значит, что-то не получилось у артистов, у режиссёров. Когда дети видят какую-то неправду, несоответствие, они ведь не будут разбираться, почему так сделано. Они начнут шуметь и доставать попкорн. (Смеётся).

- У вас есть любимые роли?

- Мне очень нравится роль злодея врача-палача в спектакле «Тень». До этого у меня была положительная роль короля в «Диких лебедях», заглавная, лирическая. Но мне гораздо интереснее характерные роли, потому что в них сложнее существовать. В «Каспере» мне очень нравится играть – я там привидение, тоже характерная роль, в «Летучем корабле» -  Баба-Яга.

- Не надоедает играть «медведей и зайчиков»?

- Я получаю удовольствие от работы для детей. Но наша целевая аудитория – это и подростки, и молодёжь. Много и спектаклей для взрослых, достаточно назвать такие, как «Над пропастью во ржи» или «Кум королю», скоро будет ставиться «Барышня-крестьянка». Хочется во взрослый спектакль – пожалуйста. Но я ещё не пришёл к этому. Тем более что сейчас буду делать самостоятельную работу по одной из современных пьес из сборника «Школа эмигрантов». У нас в театре это приветствуется, нам всячески помогают, то есть возможностей для творчества очень много. И перспектив много, все зависит только от тебя самого. Если сидеть и ничего не делать, можно и зайчиков всю жизнь играть.

- Стоит ли биться за место на сцене и за своего зрителя?

- За место на сцене - многие говорят, что стоит. А я считаю, что нет. Твои роли, если это твоё, к тебе обязательно придут. Главное - ждать, верить, честно работать. А если чего-то не будет, сам себе придумаешь – и будет. За любовь зрителей можно бороться только одним способом – каждодневным трудом доказывать, что ты что-то можешь. Специально эпатировать публику – это удел не театра, а передач ТВ, которым нужно биться за рейтинги. Наши ярославские зрители – очень благодарные, и дешёвыми трюками их завоёвывать не стоит, они всё понимают, даже дети.

   
   

- Чем вы занимаетесь в свободное время?

- Кино. У нас есть такой проект ПТУ – «Позитивное творческое учреждение», мы с моим другом актёром Ильёй Богатырёвым его сейчас раскручиваем. В 2007 году мы сняли с ним публицистический фильм «Слово о полку Игореве», который подарили нашему музею, потом ещё несколько картин, сейчас готовится проект, который будет называться «Помните» - игровой фильм про войну. Мы сами пишем сценарий, сами играем и сами снимаем. Если успеем сделать, то поедем в Питер на фестиваль «Белые ночи». Планов много. Надо отдать должное Наталье Николаевне – театр нам помогает, и у нас нет нужды в актёрах - ребята с удовольствием с нами сотрудничают. Кроме того, очень много мы сделали за последнее время капустников – в юбилеи театра, бенефисы актёров, День театра. Придумали себе литературные вечера – раз в месяц собираемся узким кругом, знакомим друг друга с прочитанным, обсуждаем, кто-то читает собственные стихи и рассказы.

- А как же отдых?

- Иногда в конце театрального сезона так устаёшь, что понимаешь – нужно срочно отдохнуть. Тогда уезжаю на несколько дней к морю.

- Продолжите фразу: «Счастье – это…»

- …когда рядом любимый человек. Так получилось, что Дедушка Мороз мне сделал в этот раз под Новый год подарок– 30 декабря в моей жизни появилась любимая девушка, она теперь со мной, поэтому я могу сказать, что счастлив.

Смотрите также: