Любим по-русски. Историк Алексей Киселёв об умирании народной культуры

Образцов старинной деревянной архитектуры в Ярославской области осталось очень мало. © / Из личного архива Алексея Киселёва / Из личного архива

Говорят, краеведение - основа воспитания патриотизма и наша историческая память. Однако спроси ярославцев, что они знают о предках, оставивших след в истории Ярославского края, мало кто ответит. В то же время на вопрос «Любишь ли ты свою малую родину?» кивнут утвердительно. Вот такая она, любовь по-русски.

   
   

Восстановить историческую несправедливость пытаются редкие энтузиасты. Алексей Киселёв - один из них и очень счастливый человек, потому изучение материальной и духовной культуры Ярославщины - ещё и его профессия. Мы попросили рассказать Алексея Валерьевича о необычной странице местной истории - Кураковщине и о том, что делается в области для сохранения нашего историко-культурного наследия.

Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»: Алексей Валерьевич, что такое Кураковщина?

Досье
Алексей Киселёв родился 11 августа 1976 года в пос. Семибратово Ростовского района Ярославской области, сейчас живёт в Семибратове. Окончил ЯрГУ им. П.Г. Демидова. С 2001 года работает в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль» заведующим сектором географических информационных систем. Кандидат исторических наук.
Алексей Киселёв: Это большая часть бывшей Приимковской волости Ростовского уезда Ярославской губернии, которая принадлежала старинному дворянскому роду - князьям Куракиным, позднее - княгине Елизавете Николаевне Чернышёвой, их наследнице. Это один из интереснейших регионов древней Ростовской земли. Кураковщина включала селения Макарово (Семибраты), Гвоздево, деревни Семёновское, Исады, Ломы, Кладовицы, Полежаево, Никольское (сейчас это Ново-Никольское) и ряд других существующих и уже исчезнувших деревень Ростовского района.

История этих мест удивительная. Самым знаменитым владельцем вотчины был князь Степан Борисович Куракин, который составил для селений устав, ограждавший крестьян от произвола местных властей и предоставлявший право решать местные проблемы через своих выборных. Не менее замечательна и экономическая история этих мест. Кураковщина была одним из центров разведения каплунов - специально откормленных на мясо петухов, которые поставлялись в Москву. Это было отлаженное производство, поистине промышленного масштаба. Процесс выращивания каплунов описал знаменитый ростовский краевед Андрей Александрович Титов. Он писал, что для петухов устраивались особые клетки-ящики, в которых птиц откармливали шариками из овсяного теста или хлеба.

Я и моя жена Ирина Киселёва (тоже краевед, этнограф) разработали исследовательский проект «Кураковщина» по изучению истории и культуры этих удивительных мест. Работу над ним, кстати, я начал ещё в 1998 году, будучи студентом.

- В чём заключается ваше исследование?

   
   

- Мы изучаем духовную и материальную культуру этих сёл и деревень. Духовная - это фольклор, топонимия (местные названия ручьёв, сенокосов, полей), обрядность. В ходе обследования мы опрашиваем местных жителей, используя специально составленный вопросник, который включает темы локальной истории, социально-экономической жизни. И эта работа сочетается с подробной фотофиксацией селений и их отдельных архитектурных и природных объектов.

Наш проект стал частью большого научно-сельского проекта историко-этнографического изучения Ростовской земли в целом.

Ещё один регион наших полевых исследований - населённые пункты бывшего Фатьяновского сельского округа, это юго-западная часть Ростовского района. Проект назван «Фатьяновская сторона». Я считаю этот регион заповедником традиционной культуры. Здесь прекрасно сохранились остатки традиционной культуры, которые нами собираются и фиксируются.

Старинная домовая резьба восхищает своей изящностью. Фото: Из личного архива / Из личного архива Алексея Киселёва

- Расскажите о своей недавней экспедиции в село Ново-Никольское.

- Данный выезд мы посвятили обследованию и мониторингу состояния местной крестьянской архитектуры. Ново-Никольское - это центр бывшего сельского округа, большое село, и требуется не одно посещение, чтобы его полностью обследовать.

Когда изучаешь домовую резьбу, не перестаёшь восхищаться, с каким мастерством наши предки воплотили в этом искусстве свои представления о мироустройстве, какие удивительные персонажи и символы вырезали на наличниках: птиц, драконов, змей, знаки солнца…

Во время посещения Ново-Никольского мы наблюдали печальное явление - уничтожение старинной деревянной архитектуры: дома забрасываются, горят, исчезает домовая резьба - её снимают и ломают.

Ещё одно веяние современности - это стремление местных жителей и дачников «обновить» деревянную архитектуру: избы покрывают металлической черепицей, сайдингом и превращают в стандартные дачные дома. Это явление мы фиксируем повсеместно.

Чаще людей интересуют только личные проблемы, они хотят жить, как говорится, здесь и сейчас, не задумываясь о том, что исчезает традиционная народная культура, которая не возобновится уже никогда. И что мы оставим после себя последующим поколениям? Только некие культурные модели, унифицированные поселения, стандартные домики. Дети смогут судить об этой культуре только по той информации, которую мы и другие исследователи собрали и сохранили.

Эти факты в сочетании с уменьшением, особенно в последнее время, сельского населения позволяют говорить о некой катастрофе в сфере сохранения традиционной культуры. Поэтому наша работа с каждым годом становится всё более актуальной.

- Как противостоять разрушению?

- По нашему мнению, необходимо исполнять закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (25 июня 2002 г.), что предусматривает следующие меры: выделить зоны с археологическими и этнографическими памятниками, определить их границы и конкретный вид, включить в Единый государственный реестр объектов культурного наследия и осуществить охрану со стороны государства. Необходимо соблюдение «особого режима использования земель», ограничивающего в их границах определенные виды хозяйственной и строительной деятельности.

- Насколько остро, на ваш взгляд, вообще стоит в Ярославской области проблема сохранения историко-культурного наследия?

- Очень остро, и не только в сельской местности, но и в городах, где повсеместно наблюдаются такие явления, как разрушение старинных зданий, нарушение закона «Об объектах культурного наследия». Печально, что на восстановление и охрану не находится денег, и проблемой занимаются лишь энтузиасты, которых, к сожалению, не так уж много.

У нас ещё остались мастера резьбы, однако они часто выполняют работы, воплощая желания заказчика без опоры на народную традицию. Нарушается связь поколений. Последнее может привести к тому, что русские потеряют свою национальную идентичность.

Я знаю, что такие процессы происходят везде, но есть страны, где традиционная культура охраняется законом. В Мексике, например, стране, которая построена на территории, где живут наследники доколумбовой Америки. Там носители традиционной культуры считаются владельцами интеллектуальной собственности, а это значит, что они и их знания охраняются государством. Мы считаем, что аналогичные меры можно применять и у нас.

Считаю, что вопросы сохранения традиционной культуры всегда были насущными. Надо привлекать к ним внимание и общественности, и властных структур.

Смотрите также: