Примерное время чтения: 7 минут
72

Камерную романтику портит решетка

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32 09/08/2006

В день открытых дверей, прошедший в управлении внутренних дел области, пишущую братию провели по "серому дому" и запустили в святая святых - изолятор временного содержания. Место, куда по доброй воле вряд ли кто заглянет.

Нынешний год для УВД юбилейный, и подготовка к празднику идет полным ходом. "Серый дом" наконец-таки дожил до капитального ремонта, которого здание не видело без малого семьдесят лет. Начали с поста N 1, частичные ремонтные работы ведутся, на радость будущим "постояльцам", и в ИВС.

Журналистов отвели в изолятор

Рассказала об экскурсии в изолятор соседу, на балансе у которого во времена не столь отдаленные ходок в данное учреждение было как звезд на милицейских погонах. Правда, сейчас исправился, остепенился и лет пять уже не был замечен в подрыве моральных общественных устоев. Брешешь, говорит. Чтобы "седоков" по такому меню кормили, да свет в камере с дневного на ночной переключали, да врачи чтобы с ними цацкались...

Действительно, если так дело и дальше пойдет (а сомневаться в этом, учитывая рвения и неуемную энергию начальника УВД Петра Крупени и его подчиненных, не приходится), управлению можно будет рекламу публиковать: "Примем на временное содержание (максимум до 5 суток) асоциальных элементов. Относительный комфорт, своевременную медпомощь, трехразовое питание и организованный досуг гарантируем". Шутка, конечно, но судите сами.

"Пусть это и оступившиеся люди, но они такие же граждане своей страны, как и мы с вами, и наша задача - предоставить им человеческие условия пребывания в камерах", - считает начальник отдела организации деятельности спецучреждений милиции и конвоирования полковник Георгий Стариков.

Человеческие условия сводятся к следующему: камера на двоих (мужчины и женщины, разумеется, содержатся раздельно); свет дневной и ночной; у каждого - индивидуальное место: кровать, постельное белье, тумбочка. На сон отводится строго восемь часов - с 22.00 до 6.00 ( в это время беспокоить сидельцев запрещено, только в случае какого-нибудь ЧП). В случае проблем со здоровьем задержанным вызывают "скорую". Если человеку необходимо постоянно принимать какие-то лекарства - ему не откажут.

Здесь есть камеры видеонаблюдения, кроме того, дежурный регулярно обходит "номера" и фиксирует жалобы задержанных в специальном журнале. В скором времени все камеры будут оборудованы кнопками вызова.

На каждый день в изоляторе составляется меню на завтрак, обед и ужин. Меню без изысков, но пища калорийная. Каждого сидельца кормят на 80 рублей в день, несовершеннолетних - на 85, поскольку молодым растущим организмам полагается сливочное масло и дополнительная порция сахара. В день открытых дверей, к примеру, "бог послал" обитателям изолятора кашу на молоке, булочку и чай с сахаром на завтрак, борщ, картофельное пюре с котлетой и сладкий чай на обед, плов и пироги с яйцом на ужин. Журналисты поверили в то, что меню отнюдь не праздничное только после того, как Георгий Стариков зачитал впечатляющий список блюд дня предыдущего. В общем, мясом и рыбой постояльцев камер кормят, это правда. Учитывая, что контингент, попадающий в подобные учреждения, масло, колбаску и свежие огурчики кушает далеко не каждый день, для многих два-три дня исправления и перевоспитания превращаются в пир духа и праздник желудка. Поэтому-то случаев отказа от приема пищи, по словам сотрудников изолятора, зафиксировано не было.

Задержанным скрашивают досуг шашки, шахматы и домино. Многие с удовольствием читают (при изоляторе есть библиотека). Читают, по признанию Георгия Васильевича, все, кроме эротики. К запретам также относится использование всех видов сотовой связи. Грубым нарушением признается отказ от медицинской помощи после жалоб (то бишь пожаловался - будь добр довериться медикам).

А в остальном - тишина и комфорт максимум на пять суток обеспечены - сиди не на нарах, а на удобной персональной постели, как король на именинах. Чем в настоящий момент в ИВС и занимаются 18 человек, избавленные на время от бытовых проблем, городской суеты и экстремальных ситуаций. Однако несмотря на все блага, предоставляемые оступившимся горожанам, пополнять их ряды нет никакого смысла, поскольку хорошо, если после такой сказки будет возможность сделать глоток свободы. А то ведь не ровен час придется просто сменить временную камеру на постоянную, а о состоянии, в котором пребывает большинство российских тюрем, наслышаны многие.

"Боевые" экспонаты

Гордость сотрудников Ярославского УВД - собственный музей, хранилище истории и традиций. На одном из центральных стендов - изъятое с мест преступления холодное и огнестрельное оружие. Если неподготовленного к подобному зрелищу постороннего человека не впечатлит самопал времен царя Гороха или почти метровый меч, который даже и поднять-то сможет далеко не каждый, то уж архивные снимки, демонстрирующие, что способен сделать с человеком человек, уж точно поразят. Как и местная "оружейная палата", то бишь кабинеты экспертно-криминалистического центра при УВД. Коллекция оружия, насчитывающая около четырехсот единиц, по словам начальника отдела майора милиции Алексея Ступина, приводит в замешательство и видавших виды коллег из других регионов. Почти все экспонаты были изъяты или найдены на местах преступлений.

Есть и старинное оружие, и уникальные экспонаты. Один из них особо любим самими хранителями коллекции - стреляющая трость, которую в первые послевоенные годы сконструировал четырнадцатилетний мальчишка. Аналогов ей, по словам сотрудников экспертно-баллистического управления, нет. Малолетний гений-кустарь собрал две такие трости, но одна пропала. Любопытно, что трость, перед тем как попасть в музей, прошла специальную экспертизу, которая вынесла вердикт: "Стрелять не может". Но она стреляет вопреки всем законам кинематики! Почему - тайна, известная только ее создателю. Оружие было изъято в 1947 году. Специалисты отдела говорят, что юного оружейника вместо наказания отправили тогда учиться на оружейный завод. Имя его до сих пор держится в секрете. Известно лишь, что впоследствии он стал ведущим конструктором одного из оборонных предприятий Тулы. Сейчас ему должно быть лет 70 с хвостиком.

Измерит и полет "шмеля"

Кстати, в конце прошлого года новое современное оборудование получили и ярославские эксперты-криминалисты. Одной из новинок стал регистратор скорости пули. Установка используется для определения скорости полета пули, вылетевшей из самодельного огнестрельного оружия. На основании этих данных определится ее поражающая способность, а далее оружие либо признается огнестрельным, либо нет. Второе пополнение экспертно-криминалистического центра - новые чемоданы, полностью укомплектованные для выезда на место преступления. Открыв железную мини-лабораторию, теперь можно снять следы рук, отпечатки одежды, посветить при необходимости ультрафиолетом. А еще сделать слепок, измерить и даже что-нибудь отпилить. Пять подобных чемоданов распределены по отделам в Ярославле. Остальные - по области.

Так что мечта экспертов выезжать на место полностью экипированными наконец-то сбылась. Теперь и сфотографировать что-либо можно без проблем: в чудо-чемодане есть даже цифровая камера. Работать стало легче, признают эксперты. Но далеко не все отделы и центры областного УВД оснащены подобными чудесами техники, реальным людям в милицейских погонах в отличие от книжных и киношных зачастую раскрывать преступления приходится как бог на душу положит. И те, кто не уходит с малооплачиваемых должностей в частные охранные структуры, только улыбаются и говорят: работа, мол, у нас такая.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах