Примерное время чтения: 6 минут
448

Доктор, дарящий улыбку

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36 06/09/2006

Порой современная медицина сродни волшебству, нежели науке. И кажется, что врачи всесильны. Именно так, наверное, воспринимают в семье Бояринцевых из Воронежа нашего ярославского микрохирурга Михаила Новикова, врача отделения реконструктивной и пластической хирургии Соловьевской больницы. В прошлый четверг Михаил Леонидович провел уникальную и пока единственную в России операцию. Она продолжалась почти шестнадцать часов.

Странный и страшный диагноз

Семилетняя Настя Бояринцева с самого рождения не может внятно произнести ни одного слова, ей сложно глотать и пережевывать пищу, никогда не удается сомкнуть до конца веки и нормально зевнуть. И еще она не может улыбаться. Причина - в редком заболевании, которым на всей планете страдают всего около четырехсот человек, - синдроме Мёбиуса.

- Это паралич лицевых нервов, - говорит Михаил Новиков. - Врожденная патология. Происхождение болезни до конца неясно, но связана она с недоразвитием нервов головного мозга. Из-за этого у человека отсутствует какая бы то ни было мимика. Заболевание сложно диагностировать, особенно часто его путают с другими болезнями. Кажется, что ребенок не реагирует на мир адекватно. На самом деле его лицо просто не позволяет выразить испытываемые чувства, эмоции.

Учитель Михаила Новикова, американский микрохирург Джулия Терзис, считает, что оперировать страдающих синдромом Мёбиуса нужно как можно раньше. Она берет детей на лечение задолго до школы (в которую в Америке идут уже в пять лет), чтобы им легче было адаптироваться в учебном заведении. Ведь именно в коллективе он поймет, что не такой, как все.

Самому маленькому пациенту, страдавшему параличом лица, которого оперировала Джулия Терзис, было три с половиной года. В этом возрасте диаметр лицевого нерва - меньше миллиметра!

- Доктор Терзис - пионер в реконструктивной микрохирургии, - рассказывает о свом учителе Михаил Леонидович. - Она автор нескольких методик лечения параличей. На сегодня у нее самый большой опыт в проведении операций больным синдромом Мёбиуса: 25 успешных. У канадского доктора Зукера, делающего такие же операции, их двенадцать.

Научиться смеяться как все

В случае с Настей Бояринцевой врачи тоже не сразу смогли определить, что за болезнь такая ее настигла. Когда диагноз был поставлен, мама девочки собирала информацию о недуге буквально по крупицам. Выяснила, каковы симптомы, последствия (если вовремя не сделать операцию, кожа лица обвисает) и способы лечения. Нашла врача, способного прооперировать ее дочь здесь, в России, а не в Канаде или США, и собрала деньги на первую операцию. Сумма немалая - 37 тысяч долларов. Помог один из российских благотворительных фондов и частные жертвователи.

Сейчас мама Насти неотлучно сидит возле постели дочери и с журналистами пока не общается. Обо всем нам рассказал Михаил Новиков.

- Настю оперировали больше пятнадцати часов - до двух ночи. Из мышц бедра девочки была смоделирована мышца, соответствующая размерам лица. Затем сосуды и нервы сконструированного органа были сшиты с лицевыми сосудами и нервами. Теперь понадобится несколько дней, чтобы все прижилось. Нерв начнет прорастать, и сформируются нервно-мышечные окончания.

На это потребуется где-то полгода, а чтобы все функции мышцы восстановились - не менее двух лет. Эти сроки приблизительные. Гарантии тут не дашь: медицина не математика, где у задачки есть всегда один правильный ответ.

А дальше Насте предстоит научиться пользоваться новой мышцей. Человеку, никогда не имевшему мимики, выражать свои эмоции непроизвольно, не задумываясь, очень непросто. И это лишь начало долгого пути.

"Операций никогда не бывает меньше двух, - замечает Михаил Леонидович. - У нас двадцать пар мимических мышц. Одной пересаженной все не компенсировать".

Скорее всего, девочке потребуется логопед для восстановления правильной речи, а может быть, и помощь других врачей.

"Быть американцем не хочу!"

Все шестнадцать часов операции рядом с ярославским доктором находилась Джулия Терзис, приехавшая в наш город по просьбе своего ученика. А до этого три года Михаил Новиков стажировался у нее - первое время просто стоял рядом во время операций, стараясь не пропустить ни одного момента, затем помогал, выполнял часть операции.

О высококлассном специалисте Михаил узнал по ее научным публикациям, еще будучи студентом Ярославской медакадемии. Работая на кафедре, которую возглавлял ректор Юрий Новиков, мечтал когда-нибудь применить изученное на практике. После окончания медакадемии написал письмо в Центр микрохирургических исследований, которым руководит Терзис, с просьбой взять его на стажировку.

Ехать нужно было минимум на два года. Михаил согласился. А потом по просьбе Джулии остался еще на год. На сегодняшний день он единственный российский специалист из стажировавшихся у Терзис, кто прошел полный курс обучения.

Вместе с ним в Норфолк (штат Виргиния) приехали жена и шестилетний сын. Стажироваться у американского специалиста означало еще и получать стипендию за работу. Этих денег хватало на то, чтобы всей семьей нормально жить, снимая квартиру.

- Самое главное, что удается Джулии Терзис во время операций, - это максимально сохранить все функции донорского нерва, который используется для трансплантации. Она очень скрупулезный человек, отдающий всю себя пациенту. Не закончит операцию, пока не убедится, что сделала все, что могла. В среднем ее операции длятся двадцать часов. Самая длинная продолжалась 32 часа. Перерывы - по полчаса, во время которых работает другая бригада медиков.

...Несмотря на высокий уровень жизни в Америке и оснащенность медицинских центров, Михаил Новиков не остался жить в Штатах.

- Не хочу, чтобы мой сын рос в семье эмигрантов, - говорит он. - Не хочу надолго расставаться с Россией. И потом, чтобы считаться полноценным врачом в США, нужно заново сдать все экзамены. Там есть ограничения в работе для тех, кто получил образование не в Америке. В своей стране, как мне кажется, я смогу дать людям намного больше.

* * *

Да, то, чего достигла медицина сегодня, не может не удивлять. Но еще больше восхищают врачи, которые готовы взять в свои руки чужую жизнь. На пятнадцать, двадцать... и даже тридцать два часа! Взять на себя ответственность за эту чужую жизнь.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах