Примерное время чтения: 9 минут
163

Глазами клоуна

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38 20/09/2006

"А клоуны еще будут?" - спрашивают дети в цирке после каждого номера. Клоунов ждут больше акробатов, рискующих жизнью, больше фокусников, творящих всяческие крибле-крабле-бумс, даже больше каких-нибудь медведей на мотоциклах и слонов на шаре. Клоунов любят даже те, кто к цирку относится прохладно. Что за работа такая? Или роль? Или судьба? На эту тему мы разговорились с известным в прошлом клоуном, а ныне постановщиком спектаклей, директором Екатеринбургского государственного цирка Анатолием МАРЧЕВСКИМ.

Родился Анатолий Марчевский, народный артист России, в 1948 году в Свердловске Луганской области (Украина). В 1970-м окончил государственное училище циркового и эстрадного искусства в Москве по специальности "артист цирка, клоун-акробат". В 1984-м получил специальность "режиссер", окончив ГИТИС. Режиссер-постановщик и исполнитель главных ролей в спектаклях: "Золушка", "Бременские музыканты", "Хрустальный башмачок" и др. Исполнитель главной роли в художественном фильме "Клоун". Ведущий телецикла "Все любят цирк". С 1994 года - директор Екатеринбургского государственного цирка. Отмечен многими призами, в том числе удостоен высшей награды королевского цирка Бельгии, а также назван лучшим комическим актером года во Франции.

В Ярославль Анатолий Павлович привез новую программу "Берегите клоунов", посвященную 85-летию со дня рождения Юрия Никулина. Любимые всеми номера и репризы великого комика и его напарника Михаила Шуйдина и решили вспомнить артисты. Причем ярославцы увидят программу раньше, чем ее покажут в родных для Юрия Никулина стенах - Цирке на Цветном бульваре.

Во время спектакля, который, как и полагается, включает пролог и эпилог, зрителю дана возможность еще раз увидеть глаза любимого артиста, услышать его голос, ощутить его тепло и доброту, которыми он одаривал всех нас. Роль Никулина очень трогательно исполнил клоун Ильдар Мухамеджанов. Шуйдина сыграл сын Анатолия Марчевского - Руслан.

"Мальчик, я тебе завидую!"

- Поставить эту программу меня попросила Татьяна Николаевна, вдова Юрия Владимировича, - рассказывает Анатолий Марчевский. - Год назад это было. Она спросила: "Возьмешься?" - "Сочту за честь". С этим великим человеком меня связывали не просто дружеские отношения, я воспринимал его как отца. А он, я это чувствовал, относился ко мне как к сыну.

- А как вы познакомились?

- Правильнее было бы спросить: как он обо мне узнал? В Киеве снимался фильм "Клоун", в котором я играл главную роль. А в это время там гастролировал Никулин. Программа шла три месяца, и билеты были раскуплены на несколько представлений вперед. Вдруг Юрия Владимировича вызывают на три дня в Москву - на вручение ордена Ленина. И директор Киевского цирка попросил меня выйти на замену. Представляете, люди идут на Никулина, приходят - а там Марчевский! Я долго отказывался, но пришлось согласиться, чтобы не отменяли спектакли. И вот первая реприза. Чувствую: зрители меня убить готовы. Вторая - чуть лучше. К концу представления зал потеплел. Когда Юрий Владимирович вернулся в Киев, он пригласил меня к себе в кабинет: "Спасибо, мальчик, что выручил!"

- Вам тогда сколько лет было?

- Тридцать два. Вот так и познакомились. А позже, когда я уже работал в Кисловодске, мне как-то говорят: "Тебя просил позвонить Никулин". - "Какой Никулин? Валентин, с которым я в фильме снимался?" - "Нет. Юрий Никулин". И протягивают мне номер его домашнего телефона. "Привет, мальчик! Как дела", - услышал я голос Юрия Владимировича в трубке. Он сообщает, что здание его цирка собираются снести и построить новое. "Нам нужен клоун в новом цирке. Вообще-то у нас есть несколько, но нужен интеллигентный клоун". Так я стал артистом Цирка на Цветном бульваре. Поставил там спектакль "Золушка". Все тридцать спектаклей просмотрела внучка Никулина - Машенька. Он мне сказал потом: "Да, мальчик... Я тебе завидую! Ты стал любимым клоуном моей любимой внучки. А я не смог. Я просто дедушка".

- Вы ведь, как и Юрий Владимирович, стали директором цирка. Не секрет, что под вашим руководством Екатеринбургский цирк стал одним из лучших в стране. И о цирке Юрия Никулина знали и знают даже те, кто мало интересуется этим видом искусства. Может быть, лучшие руководители получаются именно из клоунов?

- Когда я обсуждал это с Юрием Владимировичем, он мне сказал: "О! Теперь нас двое - клоунов, ставших директорами. Не переживай! Лучше клоун - директор, чем директор - клоун".

Не женская профессия

- Анатолий Павлович, а зачем вообще нужен клоун?

- В песне Юрия Никулина есть ответ: "Берегите клоунов, чтобы было весело на земле". Клоун - это не дурак, как некоторые воспринимают. Это человек с добрым сердцем. Клоун - это Никулин. Зачем нам Никулин? Для того чтобы тепло было на душе, чтобы добро торжествовало, чтобы мы радовались жизни. Клоун не ходит на работу - он живет для людей.

- Беречь клоуна надо больше, чем других людей?

- Да нет, беречь надо всех одинаково. Но при этом помнить: клоунов очень-очень мало! На двух руках хватит пальцев, чтоб сосчитать всех известных клоунов. Поэтому и нужно их беречь. От незаслуженных обид. От всего того, что сокращает им жизнь. Потому что, когда они уходят, слишком велика потеря!

- А почему среди клоунов почти нет женщин?

- Этот жанр все-таки мужской. И репертуара женского практически нет. Женщина должна достойно выглядеть, она не должна быть унижена в своей роли.

- Вы из семьи рабочих. Как вас занесло в цирковые артисты?

- Вообще-то я сначала собирался в технический вуз, у меня все в порядке было с математикой, физикой.

- То есть хотели быть инженером?

- Да. В области автомобилестроения или радиоэлектроники. А потом увлекся самодеятельностью, и с 9-го по 11-й класс выступал с киевской группой "Цирк на сцене". Школу заканчивал экстерном. Когда впервые вышел в качестве эксцентрика, мне сказали: "Хороший акробат, но клоуном ты никогда не будешь". Я назло им стал! Если хоть однажды вы услышите смех в ответ на вашу шутку - вы никогда от этого не уйдете. Появится постоянная потребность доставлять радость, вызывать улыбку. Я понял, что не могу без арены, и решил поступать в цирковое училище.

- Как родные восприняли ваш выбор?

- Инженером, сказали, было бы лучше. Денег больше! Но они же не знали, что впереди - перестройка.

Мы не готовы к демократии

- Анатолий Павлович, когда-то Никулин позвал вас на "должность" интеллигентного клоуна. У вас нет ощущения, что этот юмор практически исчез из нашей жизни?

- Сегодняшняя клоунада (особенно европейская) стремится достичь смеха ценой самоунижения. Клоун - либо дебил, либо урод. Этого никогда не делали ни Никулин, ни Енгибаров, ни я. Не старались вызвать смех, унизив себя или кого-то из зрителей.

- А сейчас такими приемами часто пользуются.

- Это не показатель таланта! Клоун - герой спектакля. Урод не может быть героем! Клоун - это умный, ловкий, веселый человек, который найдет выход из самой сложной ситуации. Он безграничный оптимист. К сожалению, мы все чаще сталкиваемся с желудочным юмором: когда желудок смеется, а сердце отдыхает. Но только когда клоунада возвышает, лишь тогда это искусство.

- Однако зрителю, кажется, стал ближе желудочный юмор.

- Это плоды так называемой демократии. Я не брюзга, но я не признаю демократии, которая превращается во вседозволенность! Убежден: наше общество не готово к демократии. Сегодня ты можешь пошлить, хамить, и тебе за это ничего не будет. Значит, нужна цензура, ограничения - как угодно назовите. Мы же на красный свет не ходим, хоть и демократия! В самолете не курим! Так почему мы пошлим? Почему позволяем желтой прессе писать что угодно? Травмируя детей, делая их циничными. Есть закон о защите прав ребенка, он должен главенствовать, ребенок не должен, включая телевизор, приходя в театр, сталкиваться с пошлостью. А у нас в Большом - "Дети Розенталя"! Я не признаю такой демократии. Я за демократию, которая защищает человека, а не унижает его.

- На Западе ситуация лучше?

- Там нет такой пошлости, как у нас! Там штрафуют, забирают лицензию, если в эфире прозвучит что-то, порочащее королеву, например. А у нас... Все эти "Окна", "Дом-2", все эти технологии, которые используются в бизнесе или во время выборов, - нравственно преступные вещи, развращающие молодых.

- Своей программой вы хотите вернуть ту атмосферу, которая была в цирке нашего детства. Вернуть ту наивность, теплоту. Это удается? Зачем сегодня люди приходят в цирк, по-вашему?

- Вы ведь видели, как публика воспринимала наш спектакль? Уверяю вас: ярославцы ничем не отличаются от других зрителей. Добрый юмор очень нужен. В цирк приходят и всегда приходили за глотком доброты. Это как очищение. Посмотришь - как будто по сердцу губкой прошлись, пыль стерли - и стало легче дышать.

- А когда в клоунаде появятся новые Карандаш, Енгибаров, Попов, Никулин, Полунин, Марчевский?..

- Они есть! Просто нам нужно определиться с приоритетами. Решить: что такое культура? Это шоу-бизнес, где за деньги все позволено, или это важная часть нашей жизни, делающая человека человеком, а не обезьяной с ноутбуком?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах