Примерное время чтения: 6 минут
87

Дан приказ ему на Север

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8 21/02/2007

В июне прошлого года мы с вами провожали на срочную службу на подводную лодку "Ярославль" Алексея, Максима и Никиту. За восемь месяцев в жизни ребят многое изменилось, и в преддверии Дня защитников Отечества мы поинтересовались, как служится молодым бойцам.

ВО-ПЕРВЫХ, сразу успокоим тех, кто от армии ждет всевозможных неприятностей и подвохов. Все трое призывников живы-здоровы и на службу не жалуются. Регулярно пишут и звонят родителям и бабушкам (бабушка для солдата, как известно, дороже винтовки), рассказывают о радостях и огорчениях. К счастью, радостей больше.

Заглянули одним глазком в жизнь Северного флота и мы. И удивились. Прихотливая армейская судьба распорядилась так, что собственно на "Ярославль" попал только один, хотя именные путевки были у всей троицы. Более того, разбросало земляков по Мурманской области еще в период обучения: Никита Железов первые полгода провел в Северодвинске, Алексей Невзоров - в Обнинске, а Максим Кулаков - в Североморске.

А после учебных центров разошлись дорожки моряков еще причудливее. Города Полярный и Гаджиево и поселок Щукозеро расположены совсем рядом друг с другом, и служить в них ребятам еще почти полтора года, но встретиться вряд ли приведется: один объект секретнее другого, города закрытые, и жизнь теперь у каждого своя. Только родные, оставшиеся в Ярославле, обмениваются новостями да делятся тревогами и надеждами: на гражданке в ожидании время тянется медленно. А вот у ребят, по их словам, недели пролетают, как дни.

Алеша

"У МЕНЯ все супер", - пишет родным Алексей Невзоров, самый старший из тех, кто 14 июня 2006 года отправился из Ярославля в Северодвинск.

Поначалу, конечно, очень скучал по дому, признавался, что живет от письма до письма, и просил почаще присылать фотографии, чтобы видеть, чем дышат город и семья в его отсутствие. Но учеба на рулевого-сигнальщика оказалась нескучным занятием, в свободное время Алексей, который и раньше занимался спортом, охотно играл в баскетбол и волейбол и постепенно вошел во вкус матросской жизни. Да так, что самое сильное пристрастие современного молодого человека - компьютер - отошло на задний план.

В конце ноября после учебного центра Алексея чуть было не зачислили проходить службу на обычном корабле. А ведь он с самого начала хотел служить только на подводной лодке! Уже в Североморске в последний момент Алексей вспомнил о путевке и благополучно отправился в Полярный, где базируется подлодка "Ярославль".

Кто сказал, что два месяца - короткий срок? За это время можно успеть два раза выйти в море на мощной машине, а это что-нибудь да значит. К тому же коллектив подобрался хороший. Кормят подводников гораздо лучше, чем простых смертных, а служить осталось не два с лишним года, как было раньше, а всего год и четыре месяца.

Никита

ПОЛУЧИВ в учебке специальность "машинист-турбинист", Никита Железов сам выбрал подводную лодку. Приглянулся ему "Екатеринбург": лодка большая, базируется в Гаджиеве - на главной базе Северного подводного флота.

С 1 февраля, когда Никита прибыл на место дальнейшей службы, он облазил всю лодку и остался доволен. Через месяц субмарина пойдет в рейд, а новоявленному матросу только этого и надо! Не зря же еще в учебном центре он с удовольствием проходил испытания в барокамере и занятия "по борьбе за живучесть" - когда в отсеке лодки под давлением надо было бороться с хлещущей водой.

К тому же на лодке кормят не в пример вкуснее, чем в учебке, о которой у Никиты сохранились не лучшие воспоминания: "Измучили строевой подготовкой. Два часа без перерыва, потом обед и еще три часа. Потом ноги просто ватные... Кормят плохо, но съедобно... Был в нарядах. Первый наряд - по роте (дневальный). Стоишь на "баночке" перед входом, а мимо тебя ходят целый день офицеры, и каждому нужно что-то сказать. Стоять надо сутки, с 17.00 до 17.00, а после наряда поспать не дают... Наряд по камбузу - это хороший наряд. Работаешь почти весь день, но зато ешь сколько хочешь".

И все-таки наряды на лодке куда приятнее - там и кормят по-домашнему, так что в отпуск можно не ездить и пораньше вернуться домой в 2008 году. А пока Никита пишет письма с пометками: "В любимый Ярославль!"

Максим

ПОСЕЛОК Щукозеро от Североморска совсем близко - каких-то 15 км. А Североморск - город закрытый, поэтому приехать в гости к Максиму Кулакову можно только со специальным разрешением. Хотя в службе самого Максима ничего секретного вроде бы и нет - за недостатком двух кг веса ему отказали в подлодке и распределили в морские пехотинцы, в роту обеспечения морского инженерного батальона.

Обеспечение не самое интересное занятие. Роте Максима достается больше всего нарядов всех мастей, с нее же требуют бесперебойного обогрева части и других жизненно важных (особенно на Севере) благ. Поэтому Максим с нетерпением ждет назначенного на март полевого выезда на озеро, где несколько дней ребята будут жить в палатках и - наконец-то! - проходить настоящие учения. "Скорее бы поехать, - написал Максим в февральском письме. - Хоть что-то новое, а то все в казарме да в казарме".

О чем еще мечтает морской пехотинец Кулаков в далеком Щукозере? Да о том же, о чем мечтают 99 из ста солдатиков России. Чтобы поскорее пришло пополнение и нарядов на душу населения стало меньше... Чтобы наступил ноябрь, когда новобранец станет "дедушкой" и сможет ходить "руки в карманы, шапка на затылке, ремень спущен"... Чтобы отпустили в отпуск на 35 дней плюс пять на дорогу... И о дембеле, конечно. О нем мечтают все - и те, кто служит, и те, кто ждет.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах