18

Тише едем - где-то будем...

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9 28/02/2007

Как ни пытались отвлечь наше внимание птичьим гриппом и праздничными телепередачами, про самый больной вопрос - квартирный - народ не забыл. Митинг против роста тарифов на услуги ЖКХ собрал в воскресенье у Знаменской башни более двух тысяч человек. Причем организаторы заявили, что это не просто очередное разовое мероприятие, а начало создания всероссийского движения за отмену Жилищного кодекса. Больше всего претензий к властям вызвала попытка переложить ответственность за сферу ЖКХ "на плечи ограбленного и нищего народа", то есть навязываемое нам самостоятельное управление жильем. Что это за зверь, когда придет и чего от него ждать, попытался выяснить наш корреспондент.

Мы выбираем? Нас выбирают?

ВЕСЬ прошлый год нас пугали первым января 2007-го. Мол, придет день, когда все, кто не выбрал способ управления домом, канут в небытие, рассыплются в прах и провалятся в преисподнюю вместе с домами. Однако январь пришел и ушел, февраль, который тоже попытались назвать последним сроком, тоже скончался, а дома - как с правлением, так и без оного - все стоят. И неизвестно, какие простоят дольше.

Как и следовало ожидать, после обильной ругани и споров большинство жилых домов Ярославля все-таки осталось в ведении ДЕЗов. Как нам сообщили в управлении жилищного хозяйства департамента городского хозяйства мэрии Ярославля, из 3515 домов, которые должны были определиться со своим статусом к 2007 году, жители 3461-го выбрали дирекцию единого заказчика, к которой за десятилетия прикипели как ракушки к ракушечнику. Почему?

Перефразируя известную пословицу, можно объяснить этот феномен так: вместе тесно, врозь страшно. При том что с собственными соседями страшно и вместе, и врозь, а управляющих компаний в городе кот наплакал (и доверию к ним пока взяться неоткуда), выбор, как говорится, очевиден.

Однако и этот очевидный выбор сделали, мягко говоря, не все. Мало того что жители 26 домов вообще не определились со своим статусом, многие вполне законопослушные жильцы никакого участия в выборах не принимали и об их результатах узнали чуть ли не из газет.

Ведь как считает статистика? Дома должны были провести собрания, на которых бы обсудили плюсы-минусы, и принять решение. Если решение принято, значит, и собрания проведены. Однако на деле множество голосований прошло заочно, то есть жильцы получили от ДЕЗов (а некоторые и не получили из-за неприсутствия в нужное время в нужном месте) бланки, поставили галочку.

А через неделю с удивлением (радостью, возмущением - нужное подчеркнуть) прочитали объявление на подъезде: "В голосовании приняли участие 65% жильцов. Большинством голосов (55%) управляющей компанией в вашем доме назначен ДЕЗ Ленинского района".

То есть на деле за ДЕЗ высказались процентов 30 проживающих в доме, а чего хотели и куда смотрели остальные 70, осталось загадкой. Да и куда смотреть? Кое-где, конечно, в бланк голосования оказались включены сторонние организации, но в большинстве домов сказать "да" предлагалось только одному кандидату. Или собирайтесь и организуйте товарищество. А какое может быть товарищество, если почти половина жильцов даже галочку в бумажке не находит времени поставить? Так в очередной раз пассивность населения, помноженная на безальтернативность предложений, дала невнятный, но такой привычный, можно сказать, национальный результат.

Что такое ТСЖ и так ли это плохо?

ЗА ГОД ЖК-лихорадки жильцы стали "товарищами" только в восьми домах муниципального жилищного фонда. Всего в Ярославле, вместе с товариществами, созданными в разные годы в муниципальных домах, домах жилищно-строительных кооперативов и ведомственных жилых зданиях, на сегодня насчитывается 344 ТСЖ. Домов в их ведении 350, то есть около десяти процентов жилфонда города. Негусто.

Есть еще счастливчики, решившиеся на непосредственное управление, когда представитель каждой квартиры заключает все договоры на поставку коммунальных услуг самостоятельно, а решения по ремонту и благоустройству дома и выбору подрядчиков принимаются в случае согласия всех квартир. Но этот благостный вариант возможен только в маленьких домиках на две-четыре квартиры. Увы, ни таких домиков, ни такого способа управления на всех не напасешься.

Но что же с ТСЖ? Чем руководствуются те, кто выбирает этот способ управления своим недвижимым имуществом? Во-первых, конечно, это люди, недовольные действиями родных РЭУ. У тех немногих, кто сумел договориться и найти председателя товариществу или влиться в уже существующее ТСЖ, появилась надежда, что теперь средства, собираемые с дома, не будут бесконтрольно ухать в черную дыру, а начнут работать собственно на дом. Чаще всего в таких домах жильцы и до нового Жилищного кодекса брали на себя функции управляющей компании. Элементарная замена лампочек в подъезде и труб в подвале, наем уборщицы, выращивание цветов на подоконниках - все приходилось делать самим и на собственные деньги, вдобавок неизвестно за что платить "дяде" ДЕЗу. С организацией ТСЖ возникла возможность и дальше все делать самим, но без лишних нервов и самостоятельно рассчитав затраты и выгоду. Чего проще: ежемесячно часть собранных средств (скажем, процентов 60) тратится на текущие нужды и содержание небольшого штата правления, а остальные деньги копятся на расчетном счете товарищества - на будущие ремонты, благоустройство двора и так далее.

Второй положительный момент товарищества собственников жилья: его члены охотнее соглашаются на установку домовых счетчиков, утепление подъездных окон и другие энергосберегающие маневры. Когда понимаешь, на что идет каждая твоя копеечка, и пристальнее смотришь, где и на чем можно сэкономить, просто так тепло из дома и воду из крана выпускать не будешь.

Наконец, некоторые ТСЖ были созданы ради того, чтобы приватизировать землю перед домом и не допустить строительства на этой территории новых домов, грозящих перекрыть свет в окнах и принести другие неудобства.

Ой, боюсь, боюсь...

УДИВИТЕЛЬНО, но о том, что вообще существует такая форма управления, как ТСЖ, большинство россиян, и ярославцы в том числе, узнали только в прошлом году. Между тем закону о товариществах собственников жилья больше десяти лет. А непопулярность его связана со сложностями и рисками, в которые вовлекаются "товарищи".

Первая сложность - где найти и как уговорить "на царство" толкового председателя? Активная бабушка, которая справлялась с обязанностями старосты подъезда, вряд ли осилит юридические, экономические и строительные тонкости. А молодые и подкованные, скорее всего, не согласятся забросить свою работу ради общественного блага и негарантированного заработка. К тому же председатель должен вызывать доверие у большинства членов ТСЖ. В Москве, к примеру, уже были случаи, когда председатель, собрав деньги с одного или нескольких домов, исчезал в неизвестном направлении. Ну, там, положим, с дома по миллиону рублей собирают, а у нас поменьше раза в два-три, но тем не менее.

С процедурой оформления ТСЖ (все-таки юрлицо) все не так страшно. Например, в одном из домов, недавно перешедших на новую форму управления, будущие "товарищи" скинулись по 50 рублей и заказали оформление специалистам. А вот где после регистрации разместить правление, которое будет заключать договоры, производить операции с расчетным счетом, выбивать кассовые чеки и работать с порядочным количеством бумажек? В некоторых домах жильцы "зарезали" идею ТСЖ, не сумев договориться: возложить ли всю работу на выбранное правление и арендовать для него помещение, или выбрать (опять выбрать, елки-палки!) компанию, которая все возьмет на себя?

Разумеется, у каждого уже существующего ТСЖ есть свои проблемы. Например, межевание земли и оформление ее в собственность. Может ли товарищество приватизировать землю в центре города? Какой прилегающий к дому участок может принадлежать ТСЖ? Ни юристы, ни чиновники однозначных ответов на эти вопросы не дают, ссылаясь на недоработку законодательства. А вопросов все больше.

Про состояние, в котором дома передаются в собственность жителей, и говорить не приходится. Законодатели, которые должны были бы в первую очередь озаботиться проблемой капремонта, а не тем, как озадачить еще больше и без того озадаченное население, на эту тему пока молчат. Между тем ряд свежесозданных товариществ уже готовятся подать в суд на свои ЖЭКи и ДЕЗы за переданную ими "некондицию".

Подождем?

В ОБЩЕМ, с чего мы начали, к тому и вернулись. Страшно от государственного управления уходить. Муторно. Непредсказуемо. И ТСЖ еще не самое ужасное - с какой бы то ни было управляющей компанией связываться вообще желающих нет. Они ведь даже лицензии не должны получать. Назвался УК - и делай что хочешь. Или не делай.

Вот народ и думает: пока ДЕЗы не растаяли в воздухе, лучше уж пересидеть под их потрепанным крылом. Как сказал газете начальник отдела новых форм управления жилым фондом департамента городского хозяйства Ярославля Борис Соколов: "Наши люди привыкли к государственному управлению со всеми его недоремонтами, со всеми проблемами..."

Но и у нас, у боязливых, возможно, начнется другая жизнь, когда государственные управляющие компании перестанут быть государственными и из МУПов превратятся в ОАО или ЗАО (а это должно случиться в текущем году). Поначалу, конечно, акции новых коммерческих организаций будут принадлежать муниципалитету и в подходе вряд ли что-то изменится, но потом... А вот что будет потом, департамент городского хозяйства пока не может предсказать.

С фокусами нашего законодательства предсказать невозможно даже элементарные вещи. К примеру, как объяснил нам Борис Соколов, неясно, как и когда должны проводиться конкурсы на управление домами, не определившимися с формой правления. С одной стороны, было распоряжение завершить конкурсы к 1 июля. С другой - федеральным законом N 251 от 29 декабря 2006 года в ЖК был внесен ряд изменений, в результате чего городские власти оказались на распутье: какой из статей Жилищного кодекса воспользоваться? В одной статье говорится: "Срок проведения конкурсов продлен до 1 мая 2008 года", в другой: "Субъекты Российской Федерации вправе устанавливать сроки начала проведения конкурсов". А в третьей совсем хорошо сказано: "Способ управления можно изменить и выбрать в любое время".

Единственное, в чем нас заверил Борис Михайлович: "Ранее возникшие отношения будут выполняться до вступления в действие новых отношений. Никаких бесхозных домов в Ярославле не было, нет и не будет". Это значит: красило вам РЭУ раз в два года подъезд (или не красило...) - с него пока и спрашивайте, если больше никого у вас нет.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах