Недавно губернатор области Анатолий Лисицын порадовал жителей Ярославля заявлением. Он сообщил, что к юбилею города о князе-основателе будет снят художественный фильм, бюджет которого составит 10 - 12 миллионов евро. Как подчеркнул Анатолий Иванович, треть этой суммы уже готова дать московская компания "Каро Фильм", а остальное со временем тоже наберется "за счет спонсоров и минимальной доли нашего бюджета". В остальном губернатор был лаконичен - ни условий, на которых добрые дяди готовы ввалить в художественное произведение деньги, ни названия киностудии...
О чем сказывать станете?
Вообще-то впервые идею создать художественный фильм про Ярослава Мудрого озвучил летом прошлого года глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой. Он сказал, что к тысячелетию Ярославля будет снято несколько документальных телефильмов о нашем городе и, возможно, анимационная лента, о чем уже имеется договоренность с мультипликатором Александром Петровым. Что до художественной кинокартины, Швыдкой пообещал, что государство покроет до 70 процентов расходов на ее изготовление. Ту же мысль он озвучил и на декабрьском заседании федерального оргкомитета по подготовке к 1000-летию Ярославля.
Правда, у сторонних наблюдателей сразу возникло недоумение, что же ляжет в основу сценария. "Проблема заключается уже в том, как привязать целый фильм к городу-юбиляру, - рассуждает кандидат исторических наук Александр Бородкин. - Ведь ярославский период жизни князя ничем особым, кроме убийства медведицы и основания крепости на Волге, не запомнился. Лишь после того как Мудрый перебрался в Великий Новгород, он занялся политикой, чтобы после долгих распрей стать наконец великим Киевским князем. Да, потом он разбил печенегов, воевал с Византией и отдал своих дочерей замуж за европейских монархов. Но к нашему городу эти события уже не имеют прямого отношения. Вот если бы фильм посвящался деятельности Ярослава в Киеве, действительно получился бы приличный сценарий. А лента, рассказывающая о тихом ярославском этапе жизни князя, боюсь, будет просто занудной".
Между тем "киевский" фильм о князе уже давным-давно сделали. Двухчасовую художественную ленту "Ярослав Мудрый" с участием Леонида Филатова, Николая Бабенко, Петра Вельяминова, Вацлава Дворжецкого и Людмилы Смородиной сняли еще в 1981 году на киностудии им. Довженко. Учитывая, что на масштабных сценах и бюджете при прежней власти не экономили, да и профессиональный уровень исполнителей был повыше, вряд ли удастся эту кинокартину "догнать и перегнать". Но у Анатолия Лисицына, видно, свое мнение. Фильм будет, и точка. Тем более что процесс уже пошел.
В отсутствие конкурентов
На кого же возлагается ответственная работа по созданию "Ярослава Мудрого"? С этим вопросом автор обратился к городским чиновникам. Однако начальник отдела по медиа-проектам управления мэрии по подготовке к 1000-летию Ярославля Назыркул Дауткулов лишь развел руками: "Про будущий фильм я узнал только из газет - это идет мимо нас. Спросите о нем у соседей с Советской площади".
- Мы тоже пока как бы ни при чем, - заметила директор областного департамента культуры и туризма Лариса Сорокина. - Дело в том, что идея реализуется не на уровне региона, а на уровне Федерального агентства по культуре и кинематографии.
Увы, мало чем смог помочь автору и Артем Агамов, курирующий в администрации области вопросы подготовки к юбилею Ярославля.
- Пока мы можем твердо говорить только о деньгах, уже выделенных на фильм по итогам недавнего конкурса в Федеральном агентстве по культуре и кинематографии, - подчеркнул Артем Александрович. - Это 30 миллионов рублей, которые составляют вклад государства в будущее произведение. Безусловно, таких средств мало, ведутся поиски спонсоров.
Пришлось искать остальные подробности в документации самого Федерального агентства по культуре и кинематографии. Оказалось, что еще в апреле ведомство Швыдкого объявило конкурс среди организаций, намеренных получить заказы на создание сразу 16 разножанровых кинолент. Последним в списке значился пункт: "Выбор исполнителя работ по реализации проекта национального игрового кинофильма с частичной государственной финансовой поддержкой на тему: "Исторический фильм к 1000-летию основания г. Ярославля". Из этих же официальных бумаг выплыли интересные детали.
Во-первых, общий бюджет ленты составляет не 10 - 12 миллионов евро, как "округлил" губернатор, а 242 686 631 рубль, то есть в полтора раза меньше. Во-вторых, выяснилось, что предельная сумма государственных вливаний в действительности составит всего 30 миллионов рублей.
Конечно, это не так много, как планировалось вначале. Но все же и не так мало, чтобы отпугнуть подрядчиков. Однако если за каждую из пятнадцати лент вели борьбу по 3 - 4 кинокомпании, то шестнадцатый лот - "Ярослав Мудрый" - привлек внимание всего одной организации. Она в отсутствие конкурентов и была 11 мая признана победительницей конкурса.
Называется эта организация витиевато - ООО "Анно Домини. Агентство стиля" и работает под руководством Вадима Быркина. Когда-то он работал журналистом, потом был помощником вице-премьера Бориса Федорова и на этом этапе познакомился с Анатолием Лисицыным. Затем Быркин стал кинопродюсером, а в 1999 году основал ООО "Анно Домини. Агентство стиля", занимающееся так называемым "продакт-плейсмент". Это один из способов опосредованной рекламы. Когда, например, "Кэмел" платит киношникам за то, чтобы герой фильма все время доставал сигареты из "пачки с верблюдом", а "Пепси-Кола" отстегивает деньги, дабы на заднем фоне как можно чаще маячила ее бутылка, - это и есть "продакт-плейсмент".
Почти одновременно с основанием "Анно Домини" Быркин получил статус... советника губернатора Ярославской области. Видимо, должность эта была внештатной, поскольку проживал и проживает Вадим Валентинович в Москве. Но, судя по прессе, именно в таком амплуа он подвизался на разных столичных мероприятиях и весной 2000-го, и летом 2004 года. А теперь (вот ведь совпадение!) принадлежащая Быркину фирма стала единственной участницей конкурса на право создания "ярославского" фильма и получила вместе с победой возможность освоить 30 бюджетных миллионов.
Как бы то ни было, остается вопрос, кто же конкретно будет кричать: "Мотор! Дубль!". Ведь "Анно Домини" - агентство, а не киностудия. Значит, она в свою очередь будет искать для съемок профессиональных "киношников". Про них в конкурсной документации уже ровным счетом ничего не сказано.
Кинозал в обмен на фильм?
Надо сказать, что интригующе выглядит и потенциальный спонсор, который вроде бы намерен добавить к 30 миллионам федеральных рублей сразу 4 миллиона евро. Как уже было сказано, в данном качестве намеревается выступить московская фирма "Каро Фильм". Организация эта почтенная - она имеет 25 современных кинотеатров на 24000 посадочных мест каждый, а также 118 зрительных залов.
Конечной целью "Каро Фильма", как и любой коммерческой структуры, является извлечение выгоды. А выше уже отмечалось, что фильм о местном периоде жизни Ярослава Мудрого вряд ли приведет к огромным кассовым сборам. Какой тогда москвичам смысл вкладывать в рисковый проект 4 миллиона евро? Ответ - на поверхности. Дело в том, что все кинотеатры "Каро Фильма" сконцентрированы в Москве, Питере, Калининграде, Нижнем Новгороде, Казани и Самаре. Организация не прочь расширить свою географию. По-крайней мере, на ее официальном сайте висит объявление, что "Каро Фильм" будет рад предложениям аренды для размещения своих зрительных залов в "центрах городов России". Его, в частности, интересуют площади кинотеатров не меньше 2500 кв. м и торговых комплексов от 50000 кв. м с не менее чем восьмиметровой высотой потолка.
Не исключено, что фирма в обмен на инвестиции в "Ярослава Мудрого" просто попросила о льготной аренде в центре Ярославля каких-либо помещений под свой кинозал. Он-то уже точно окупит вложенные в фильм средства и еще долгие годы будет приносить прибыль. Правда, все кинотеатры у нас заняты, да и пустующих торговых центров не видно. Но ведь планируется построить уйму новых, вполне отвечающих запросам столичных прокатчиков. В том комплексе, который собираются отгрохать на площади Волкова, предусмотрен, например, некий "многофункциональный зрительный зал", явно отвечающий нуждам "Каро Фильма". А еще мэр порадовал горожан известием, что наконец-то продано имущество бывшего трамвайного депо, и теперь немецкая фирма "ЕСЕ Русланд" построит там огромный комплекс, в котором разместится и кинотеатр общей площадью 3400 квадратных метров.
А вообще, заявленный губернатором бюджет киноленты в 10 - 12 миллионов евро, прямо говоря, впечатляет. По грядущим расходам на свое производство "Ярослав Мудрый" уверенно обгоняет и "Бумера", и "Ночной дозор", и "9-ю роту", и "Слугу государева". Правда, пока, как справедливо отмечалось выше, можно твердо говорить лишь о 30 миллионах государственных рублей да надеяться на инвестиции москвичей. Но губернатор уверен, что со временем обнаружатся и другие спонсоры.
Вот только надо ли? В конце концов народу быстро приедаются даже самые кассовые фильмы. Ну раз посмотрел, ну два - и все. Может, разумнее было бы потратить куда меньшие деньги на документальные ленты и мультики о князе Ярославе? А впрочем, процесс действительно уже пошел, и оправдаются ли те предположения, что изложены выше, мы увидим всего через три года.
Кстати
Бюджеты известных фильмов (в долларах): "Титаник" - 200 000 000, "Перл-Харбор" - 135 000 000, "Пираты Карибского моря" - 125 000 000, "Властелин колец" - 100 000 000, "Сибирский цирюльник" - 45 000 000, "Слуга государев" - 10 000 000, "9-я рота" - 7 000 000, "Ночной дозор" - 4 200 000, "Антикиллер-2" - 3 000 000, "В августе 1944-го" - 2 000 000, "Бумер" - 800 000, "Возвращение" - 500 000.