- Юрий Михайлович, вы занимаетесь разработкой новых строительных технологий, участвовали в формировании областной программы развития промышленности стройматериалов и индустриального домостроения до 2020 года. Скажите, почему новые дома сыплются уже через два-три года?
- Причин невысокого качества жилых зданий много. Если брать объективные факторы, то это, прежде всего, непрофессионализм тех, кто занимается строительством. Сегодня инженерные, менеджерские места во многом занимают те, кто не заканчивал специальных университетов, и в этой сфере можно увидеть кого угодно. Доля не строителей очень велика, причём это касается всей вертикали - от рабочих до руководителей. Они не знают традиций отрасли и не могут болеть за её состояние, для них главное – деньги.
Второе: одна из наболевших проблем - реализация бюджетных средств. Все наслышаны о несовершенстве 94-го федерального закона в части аукционов, когда их выигрывают те, кто называет меньшую стоимость и меньший срок. Как я шучу, чтобы было «вчера и бесплатно». А таким бывает только сыр в мышеловке. Это и есть та мышеловка, в которую попало строительство. С одной стороны, в погоне за заказами непрофессионалы зачастую просто не знают, за что берутся. С другой – когда они систематически выигрывают аукционы, профессионалы с высоким уровнем инженерной подготовки тоже вынуждены опускать свои требования. В противном случае они на рынке просто не выживут.
- Может, влияет ещё и то, что на большинстве ярославских строек работают гастарбайтеры?
- Это к тому же вопросу о «вчера и бесплатно». Зарплату им платят меньшую, чем ярославцам, но с них соответственно меньше спрашивают и качество, которого и так нет. Один пример: заказчик однажды попросил меня посмотреть, как ему строят загородный дом – возвели уже цокольный и первый этажи. Я приехал, и мы начали с того, что разобрали всё, вплоть до свай - так плохо это было сделано гастарбайтерами. Они могли бы работать качественно лишь при одном условии – иностранные рабочие должны входить в существующую систему, которая гарантирует высокое качество строительства и обучение таких работников с приобретением ими высокой квалификации.
- И при этом стоимость квадратного метра постоянно растёт! Неужели современные технологии не позволяют его удешевить?
- В этом, прежде всего, должна быть заинтересованность у инвесторов, заказчиков, строителей. Смотрите, сегодня жилищное строительство в области развивается хорошо – в этом году сдали примерно в полтора раза больше, чем в кризисном 2008-м. Его себестоимость у нас составляет примерно 30 тысяч за 1 кв. м. Возьмём долю стоимости материалов, изделий, конструкций, которые используются, - это будет средний показатель 70%. Таким образом, на эту статью затрат приходится порядка 20 тыс. рублей. Теперь представьте, что мы разработали очень хорошую технологию, которая позволит снизить на 25% уровень себестоимости. 25% от 20 тысяч - это 5 тысяч. Предположим, вы инвестор, и я прихожу к вам и предлагаю эту технологию. Но с этих 5 тысяч инвестор зарабатывает 1 тысячу, потому что ещё по одной тысяче генподрядчику, проектировщику, разработчику, субподрядчику. Теперь читаем объявления: продажная цена 1 кв. м в Ярославле - 45 тыс. рублей. Из 45 вычитаем 30 и получаем 15 тыс. - не строя, не внедряя технологий, не напрягаясь, просто подписав документы, инвестор получает гораздо больше! Поэтому пока нет заинтересованности материальной, очень трудно говорить о том, что кто-то начнёт заниматься технологиями.
Есть и другие факторы, которые объективно влияют на качество жилья, – например, ошибки на всех стадиях строительных работ.
- А если не сразу выявились дефекты – их невозможно было увидеть при осмотре жилья?
- Существует гарантийный срок: раньше он был 2 года, потом его увеличили до 5 лет. Но для того, чтобы доказать, что есть вина строителей или проектировщиков, надо провести обследование, то есть потратить время, деньги, нервы при длительных судебных тяжбах, а система в этом плане работает крайне неэффективно. Жалко людей… Мне приходится выступать экспертом в арбитражных судах, мы обследовали сотни объектов, и я не встречал ещё случаев, чтобы кто-то из причастных к строительству зданий был бы невиновен – заказчик, проектировщик, генподрядчик и т.д.
- А как же государственная экспертиза?
- Она существует, на всех этапах – и изыскания, и проектирование, и производство работ. Но, к сожалению, как сказал классик, бытие определяет сознание. То есть вы попадаете в систему, и трудно что-то изменить. Хотя я стараюсь воспитывать студентов: мол, чтобы наше строительное бытие как можно меньше определяло ваше сознание, действуйте, как этого требуют нормы и здравый смысл, а не как это выгодно для получения денег.
Мы сами формируем нашу среду обитания, и я считаю, что строительство -это очень эффективное средство воспитания людей. Посмотрите, как строили наши пращуры, – какие красивые дома, насколько великолепные технологии, это чудеса зодчества и искусства. Они любили своё дело и тех людей, для которых строили, и думали о последующих поколениях.