28

Александр поп-культурный

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10 05/03/2008

Его имя упоминается в Коране и красуется на афишах голливудских фильмов. Его лицо можно увидеть на фресках в Помпеях и Костроме. В Греции его воспринимают как философа, в Туркмении - как волшебника, в России - как былинного богатыря. Когда-то ему принадлежало все, теперь он принадлежит всем. Одним словом, Александр стал мифом. А у мифа свои законы и свои образы. О которых с 19 февраля по 4 марта шла речь на выставке "Образы мифа", проходившей в Ярославской областной библиотеке.

Выставка "Образы мифа" организована Итальянским институтом культуры в Москве и постепенно движется из Италии в Индию, а в ходе этого путешествия завернула в Ярославль, где Региональное агентство творческих инициатив на основе итальянского собрания фотокопий всевозможных изображений Александра Великого организовало художественно-образовательный проект, включающий в себя выставку, лекции и демонстрацию кинофильмов.

Начались эти кинопоказы с небольшого самодельного ролика, в котором случайным людям с улицы предлагалось ответить на простенький вопрос: кто такой Александр Македонский? Разброс ответов ошеломил. Предложенный к опознанию персонаж оказывался кем угодно - от олимпийского чемпиона по греко-римской борьбе до русского князя, павшего в битве с татарами.

С одной стороны, это печально (все-таки Александра Македонского в школе проходят), а с другой - какой простор образовательного проекта и связанного с ним разговора о мифах!

Тем более что Юлия Кривцова, ярославский куратор проекта "Образы мифа", именно так и определила вклад великого завоевателя в мировую культуру: "С образа Александра Македонского в Греции началась массовая культура".

Ну а где массовая культура, там и злободневность: о какой бы стороне деятельности Александра Великого мы ни говорили, разговор всегда будет съезжать на современность, причем на нашу с вами современность, ибо воспринимаем мы Александра по-разному - в зависимости от того, с кем его сравниваем.

На Западе, например, психологи приводят Александра Великого в качестве образца "идеального менеджера", способного решить любую проблему. А у нас, в России, он для кого-то сопоставляется с Петром Первым (который тоже огнем и мечом рубил окна во внешний мир), а для кого-то со Сталиным (который тоже создал самую сильную в мире военную машину и чью империю не смогли сохранить наследники).

Поэтому об эволюции образа Александра в иные времена и в иных культурах имело смысл поговорить тем более - этой теме была посвящена лекция доцента ЯрГУ Натальи Чекановой. Об Александре-политике участникам проекта рассказала преподаватель ЯГПУ Наталья Басалова. О роли личности Александра Македонского в мировой культуре в целом можно было узнать из выступления профессора ЯрГУ Валерия Томашова, а о том, как было устроено созданное Александром общество, - из рассказа студентки ЯрГУ Елены Воротиловой. Ну и, разумеется, не обошлось без просмотра и обсуждения кинофильмов об Александре Великом - как вполне добротной научно-популярной ленты Дэвида Уоллеса "По следам великого завоевателя", так и откровенно голливудского "Александра" Оливера Стоуна. Вот уж где поговорить было о чем!

И все бы было совсем хорошо, если бы потенциальные зрители узнали о проекте побольше и вовремя. А то как-то даже обидно получилось, ибо открылось мероприятие широко и многообещающе, с участием представителей управления по культуре мэрии Ярославля и ярославских вузов, а потом... Потом практически тишина - в конференц-зале областной библиотеки набиралось всего по 20 - 30 человек. А очень жаль - послушать и посмотреть было что.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах