aif.ru counter
16

Топливный вопрос

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13 26/03/2008

Ну вот и дождались автолюбители: с этого года прекращается выпуск бензина с октановым числом ниже 92. На практике это должно означать, что теперь никакого относительно дешевого бензина на заправках не будет.

Между тем замыслы о прекращении производства бензина с октановым числом ниже 95 появились уже давно, еще в конце 2005 года. Тогда Минпромэнерго подготовило законопроект, согласно которому к концу 2006 - началу 2007 года будет запрещено производство бензина качеством ниже стандарта Евро-2. В 2005 году на бензиновое новшество в "больших" СМИ никто особого внимания не обратил, поскольку прожект Минпромэнерго тогда принят к исполнению не был и все его обсуждение ограничилось дискуссиями в Интернете.

Но 21 февраля уже этого года правительство и в самом деле одобрило-таки проект технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту" (на очереди принятие этого техрегламента в виде закона). Этот документ предписывает прекратить с 31 декабря 2008 года выпуск автомобильного топлива стандарта Евро-2.

Через три года (то есть в 2011 г.) в стране должно быть полностью запрещено использование низкооктановых марок бензинов (в том числе Аи-80 и Аи-92). Еще через год под запрет попадет и более высокий стандарт - Евро-3, а с 2013-го - бензин и дизтопливо стандарта Евро-4, остаться должно только то, что будет соответствовать стандарту Евро-5. Стоит отметить, что сейчас на бензин стандарта Евро-2 приходится примерно 53,8% общего объема выпуска автомобильного топлива, на Евро-3 - 8,9%, Евро-4 - 2,3%. Это немного, но пока такого объема хватает, чтобы перекрыть потребности российского рынка. Ведь количество машин в России с двигателями, соответствующими этому стандарту, не превышает 10% от общей численности российского автопарка. Одновременно правительством предписано повысить качество существующих октановых марок, что разумно, поскольку в настоящий момент на станциях техобслуживания развился целый бизнес, связанный с тем, что местные умельцы "подправляют" на иномарках автоматические системы контроля так, чтобы они не блокировали работу двигателя при заливке в бензобак местного топлива. А ведь настроены эти системы на стандарт Евро-3...

Автопарк встанет?

Стоит отметить, что столь резкие оценки имели под собой довольно веские основания: ведь в Ярославле большая часть общественного транспорта и спецтехники - это все еще "пазики", "газики", ЛАЗы, ЛиАЗы, "зилки"-поливалки со щетками... И все они работают на 76-м и 80-м бензине. Ну и как всю эту технику перевести на 92-й?

За ответом на этот вопрос мы обратились к начальнику производственно-технического отдела САХа Герману Мурашову. Надо сказать, что известие о скором прекращении выпуска 80-го и 92-го сортов бензина его повергло в изумление:

- Я впервые слышу об этом от вас, - сказал Герман Александрович, - но если это правда, то даже не знаю, что и сказать... У нас вся техника работает на этом бензине, поэтому, если его вдруг не станет, наша работа просто остановится - средств на то, чтобы поменять на машинах двигатели или хотя бы перевести их на сжиженный газ, у нас нет.

Изумились данному известию и автовладельцы-частники.

- Все автомобили ВАЗ (начиная с 2101) были рассчитаны на 92-й бензин. А половина прочих автомобилей ("Москвичей", например) и мотоциклов ездит вообще на 76-м! В них можно использовать и 80-й, но на 92-м и 95-м долго не прокатаешься, клапана прогорят, - уверенно заявил мне частный таксист на пятачке у Ярославля-Главного.

Производители удивились

Между тем решение о свертывании производства низкооктановых бензинов оказалось, судя по всему, новостью и для производителей топлива. Во всяком случае в офисе "Славнефти" этому известию сильно удивились и долго расспрашивали: а не перепутали ли мы решение федерального правительства с постановлением правительства Нижегородской области, где стандарт Евро-3 (благодаря лоббистским усилиям концерна "Лукойл") решили сделать обязательным еще полгода назад? В "Славнефти" нас заверили, что Аи-80 продолжает производиться на Ярославском нефтеперерабатывающем заводе и по крайней мере до 2020 года прекращение его производства не планируется. Аналогичная информация поступила и от "Сибнефти", и от ТНК.

Так что ситуация получилась удивительная - выходит, что правительство (с подачи Минтопэнерго) приняло решение, которого никто не ожидал?

Смотрите также:

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах