Отгремели страшные бои и обстрелы в Южной Осетии. Как пытаются начать жить заново жители разрушенного Цхинвала? Что они думают об обретенной независимости своей республики? Об этом мы решили спросить у ярославских осетин.
У Аллы Маргиевой в Цхинвале живет много родственников. До сих пор женщина не может забыть часы, полные отчаяния и страха, когда она пыталась дозвониться в обстреливаемый город, где оставались ее пожилая мать и родной брат.
- Мама потом мне рассказывала, что грузинские самолеты чуть не по головам летали, нескончаемая стрельба, месиво! - до сих пор не в силах сдержать слез, говорит женщина.
В семье Аллы Маргиевой страшное горе - один из ее близких родственников погиб, спасая своих маленьких детей. Мужчина пытался вывезти их на машине, но в нее попал снаряд - от людей остались лишь обожженные скелеты.
Страшно сказать, коренные жители Цхинвала привыкли к звукам обстрела - грузины не раз нападали на осетин. Но такой агрессии не ожидал никто.
- Единственное, ради чего жил все эти годы осетинский народ, - ради того времени, когда признают их независимость, - вздыхает Алла. - Правда, никто из нас не думал, что придется заплатить такую цену.
Хотя сейчас и везут в Осетию гуманитарную помощь, но мирная жизнь в эту республику еще по-настоящему не вернулась.
- Мама говорит, что все нормально, а сама плачет в трубку, - переживает Алла, - говорит, чтобы я не приезжала и не смотрела на то, что стало с родным городом.
Сразу после окончания боевых действий из Ярославля во Владикавказ выехала группа следователей.
- Перед нами поставили задачу - следственным путем закрепить факты нападения Грузии на Осетию, - рассказывает первый заместитель руководителя следственного отдела по Ярославлю следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Ярославской области Сергей ГОРЯЧЕВ. - На сегодняшний день заведено два уголовных дела: Военной прокуратурой - по факту гибели российских миротворцев, а Следственным комитетом - по факту нападения военных сил Грузии на Южную Осетию.
Страшные вещи рассказывали очевидцы нашим следователям. Оказывается, обстрелы начались еще в первых числах августа. Когда же в ночь на 8 августа начался массированный обстрел всего города, убежать уже возможности не было. Люди в панике прятались в свои и соседские подвалы. Грузинские солдаты подходили к домам и кричали:
- Кто есть живой?
Если им кто-то отвечал, не задумываясь, кидали в подвал гранаты - им было абсолютно безразлично, военные там или гражданские, мужчины или женщины и дети. Многие жители Цхинвала, оказавшиеся пленниками душных и маленьких подвалов, слышали радостные крики грузинских солдат:
- Цхинвал - наш!
Примерно на вторые сутки южноосетинские ополченцы захватили у грузин БТР. Посадили в него женщин, детей и стариков и стали вывозить их из города. Один из ополченцев сел сверху на бронетранспортер и повязал себе на руку белую повязку - чтобы людей, которых они пытались спасти, не обстреляли свои же, не приняли за грузин.
- Не счесть историй, которые рассказывали беженцы. Ни в чем не повинных людей, пытающихся спасти свою жизнь, расстреливали из автоматов. Многим пришлось провести в подвалах без воды и еды по нескольку дней. Некоторые спасались в затопленных подвалах, в которых вода доходила до пояса, - ужасается Сергей Горячев. - Несколько женщин, с которыми мы разговаривали, видели, как грузины, ворвавшись в одно из близлежащих сел, угоняли из гаражей машины и даже выносили мебель.
Даже сейчас для кого-то из жителей разрушенного Цхинвала испытания не закончились. Есть семьи, которые до сих пор не могут воссоединиться.
- В одном из лагерей находились две женщины, которые не могли найти своих маленьких детей, - рассказал Сергей Горячев, - их эвакуировали в разное время, и теперь обезумевшие от горя женщины мечутся в поисках.
Те, кто выжил в те страшные дни, не могут спокойно спать.
- Эта рана не зарастет никогда, - утирая слезы, говорит Алла Маргиева, - но для всех нас большое счастье, что Россия признала независимость Осетии, и абсолютно неважно, сделает ли то же самое мировое сообщество.