Примерное время чтения: 5 минут
311

Врачи изъяли органы у погибшего в аварии. Но признались в этом не сразу

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. "АиФ в Архангельске" 21/01/2009

В редакцию "АиФ" на днях обратились родственники погибшего недавно в автомобильной аварии 19-летнего Михаила Воронова. Сестра и брат разбившегося парня уверены, что врачи незаконно удалили у Михаила внутренние органы и передали их в один из московских центров трансплантологии.

Звоните пореже!

Вечером 20 декабря прошлого года Михаил Воронов возвращался из поселка Макеевское в родное Бердицино, что под Ярославлем. Перед этим молодой человек немного выпил, но все же сел за руль.

- Миша попросил машину у друга, - рассказал его брат Виктор. - Документов у него с собой, к сожалению, не было.

Именно эти обстоятельства впоследствии и сыграли роковую роль. Как произошла авария, неизвестно. Автомобиль по каким-то причинам перевернулся. Его случайно обнаружил один из деревенских жителей и сразу позвонил в "скорую", милицию и родственникам, благо мужчина был знаком с Михаилом.

- Как только мы узнали о трагедии, стали обзванивать все больницы, - Виктор до сих пор не может говорить о пережитом без волнения, - в Соловьевской нам сообщили, что похожий по приметам парень находится у них в реанимации.

Выяснилось, что Миша получил серьезную черепно-мозговую травму.

- Всю ночь я звонила через каждые два часа, - рассказала Наталья, сестра погибшего. - Врачи мне отвечали, что состояние тяжелое, затем - крайне тяжелое. А потом грубо отрезали: "И вообще звоните пореже".

О смерти сказали через 6 часов

Следующим утром родные примчались в больницу и привезли Мишины документы. До этого времени он так и считался неизвестным. Родные очень надеялись, что парень выживет, однако вечером 23 декабря им сообщили, что Михаил умер.

- Нам сказали о смерти не сразу, а только через 6 часов, - возмущается Наталья. - Сначала врачи утверждали, что вскрытия не было. Но когда мы забирали тело из морга, санитар спросил: "А вы ничего не замечаете? У него же органы вырезали".

Шокированные родственники сразу обратились к лечащему врачу. Телефонный разговор с ней Виктор записал на диктофон:

- Какие глупости! Мало ли кто вам что сказал, - резко парировала врач. - В судебно-медицинской экспертизе всегда делают вскрытие. Вы что, не знаете?

Только когда Вороновы обратились в РОВД и прокуратуру, врачи признали, что органы были изъяты, поскольку труп считался неизвестным.

- Как это - неизвестным? - чуть не кричат Наталья и Виктор. - Мы разыскали Мишу в тот же день, постоянно звонили! А утром следующего дня привезли документы. Однако заведующий отделением заявил, что все равно Михаил проходил как неизвестный.

Почему и что за этим скрывается? Вороновы обратились в правоохранительные органы.

Закон на стороне врачей

Однако выяснилось, что врачи закон не нарушали. В Ленинской прокуратуре разъяснили права родственников.

- В законе о трансплантации органов и тканей человека есть раздел "Изъятие органов у трупа". Статья 8 предусматривает презумпцию согласия на изъятие органов, - пояснила помощник прокурора Ольга Гарина. - Изъятие органов и тканей у трупа не допускается, если учреждение на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники заявили о своем несогласии.

(Презумпция согласия - принцип работы служб органного донорства, при котором не требуется испрашивание согласия родственников человека на посмертный забор у него органов для трансплантации, так как считается, что они согласны "по умолчанию").

То есть если бы Вороновы пришли в больницу и сказали, что в случае смерти Михаила они не согласны на изъятие органов, то врачи бы не стали этого делать. А если сведений нет, то и изъятие считается правомочным. А то, что людей об этом никто не предупредил, - кому какое дело?

Ленинская прокуратура запросила в больнице заключение о смерти головного мозга Михаила Воронова, а также акт изъятия органов. Выяснилось, что все бумаги в порядке.

- Соловьевская больница уведомила московский НИИ трансплантологии и искусственных органов, что у них есть претендент, - пояснила Ольга Гарина.

У Михаила Воронова были изъяты печень, почки, 1/3 селезенки, подвздошные сосуды.

Возможно, это спасло кому-то в Москве жизнь. Но трансплантация органов - дело чрезвычайно дорогое, стоит сотни тысяч долларов. Родственники погибшего считают, что кто-то нажился на смерти парня.

Сообщать родственникам неэтично

Главный врач больницы им. Соловьева Александр Дегтярев считает, что со стороны больницы не было никаких нарушений - ни юридических, ни моральных.

- Человек умирает, а мы еще его родственников, которым и так плохо, будем спрашивать о заборе органов? Это неправильно. Мы сделали все возможное, чтобы человек выжил. Заключение о смерти шло за подписью бригады врачей, стаж работы которых не менее пяти лет.

Зато как стало родственникам хорошо после такой заботы врачей! Когда они узнали, что их родной человек буквально выпотрошен!

На сегодняшний день прокуратурой принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

Так как же людям оградить себя и своих родственников от подобных кошмарных ситуаций? Приходить в больницу сразу с заявлением: "Прошу после моей смерти не изымать мои органы"? Скорей всего, так, даже если вы попали туда по пустячному поводу.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах