Актер, режиссер и преподаватель Ярославского театрального института Олег Нагорничных успешно совмещает столь разные профессии.
О режиссуре
- Олег Леонидович, каково это - успевать в трех профессиях?
- Актер, режиссер и педагог - профессии, которые взаимно дополняют друг друга. Ближе мне все-таки преподавание, это я понял, поработав художественным руководителем и директором театра. И вот уже 15 лет работаю в Ярославском театральном институте.
- Но и режиссуру не оставляете?
- Режиссура - это как хобби, как дополнение. Каждый год я езжу в театры и ставлю как минимум один спектакль. Сейчас вот буду "Гамлета" в Сыктывкаре ставить. Режиссура в моей жизни как профессиональная потребность, чтобы не потерять мастерство, чтобы быть в тонусе.
- Любой актер может стать режиссером?
- Нет, это заблуждение. Сейчас многие, снявшись в паре фильмов и узнав, как создается кино, думают, что они могут сами снимать. Ничего подобного! У режиссера совершенно иной способ мышления, он по-другому видит мир, по-другому его воспринимает, нежели актер.
О педагогике
- Что нужно, чтобы быть успешным преподавателем?
- Здесь нет чего-то одного главного, важно все. Хотя если вдуматься, то, во-первых, нужно терпение. А во-вторых, чутье на талант человека, на перспективу, которая может быть очень и очень отдаленной. Ощутить эту перспективу, а, угадав и нащупав, развивать - это, пожалуй, самое трудное в профессии и самое основное.
- Учиться в театральном сложно?
- Пожалуй, нас можно назвать своеобразным монастырем со своим уставом. Ребята здесь с утра до ночи пропадают, педагоги вместе с ними. Хотя совсем от жизни отгораживаться нельзя, объект нашего исследования - это человек в меняющемся мире. Поэтому мы должны реагировать на мир, на те изменения, которые в нем происходят, показывать людям, какие они, - в этом суть нашей профессии.
У нас масса специальных предметов: пластика, танец, сольное пение, сценическое движение, актерское мастерство. Очень много и теоретических дисциплин, начиная от истории театра и литературы и заканчивая философией и социологией. Но голые знания нам не нужны, нам важно умение их "перерабатывать". Не будет же актер на сцене читать лекцию, например, о нравах Рима. А вот когда он играет роль римлянина, ему поможет знание философии этого народа, представления о жизни, чести, идеалах.
О студентах
- Современные студенты - какие они?
- Студенты меняются год от года. Вот взять мой первый курс. Большая проблема этих ребят - неумение фантазировать. Современный мир не подразумевает ни фантазии, ни воображения, все образы навязываются. Поэтому очень трудно их выводить на игровое начало. Думаю, потому, что современные дети не играют в те игры, которые бы учили их представлять себя в роли кого-то.
- А есть какие-то заблуждения, характерные для первокурсников?
- Самое главное заблуждение - что они все могут и все знают. На первом курсе студенты думают, что они народные артисты. На втором - что заслуженные. На третьем - что они просто артисты. А на четвертом - что бездари.
- И скольких "бездарей" вы успели выпустить?
- У меня было уже четыре выпуска. Мои ребята служат в столичных театрах, в провинциальных, снимаются в кино. В сериалах, например, нередко вижу Виталия Емашова ("Принцесса цирка", "Не родись красивой", "Капитан Гордеев"), Алексея Капитонова ("Катерина", "Катерина. Возвращение любви", "Счастье мое"). Хотя я все же предпочитаю, чтобы они играли в кино, но не в сериалах.
О себе
- Когда такой плотный график, время на что-то еще остается?
- Раньше я увлекался музыкой, рисованием. Сейчас хожу на каток и в кино. Кино люблю, нравится отмечать, как меняются спецэффекты, как придумывают новые и новые технические средства. А вот поход в театр для меня не отдых, а работа.
- Это профессиональное?
- Да. Приходишь на спектакль - смотришь, разбираешь, анализируешь. К тому же сейчас в стране мало по-настоящему хороших спектаклей.
- Нечего ставить?
- Скорее, некому. Постепенно деградирует школа режиссуры. Смотришь на фестивалях на молодых актеров - ребята-то талантливые. Но нет в театрах настоящих, думающих педагогов-режиссеров. Печально, но это так.