На днях ярославские соцсети облетела новость: на Ярославле-Главном сносят историческую постройку – башню из красного кирпича, которая когда-то была частью железнодорожной инфраструктуры станции. Построена она была в период между 1913 и 1918 годами.
Многие с сожалением восприняли известие о сносе башни – уходит облик и дух прошлого Ярославля. Почему так происходит – в материале yar.aif.ru.
Пост управления стрелками и сигналами
Очевидцы написали и разместили фото, на которых видно, что рабочие демонтировали сайдинг, которым было обшито здание, начали разбирать крышу и кирпичную кладку. Кое-кто предположил в комментариях, что когда-то эта башня была водонапорной, и теперь за ненадобностью её сносят.
«Это не водонапорная башня, а последнее историческое здание железнодорожной станции Всполье Московско–Ярославско–Архангельской железной дороги (теперь Ярославль-Главный) - пост центрального управления стрелками и сигналами железнодорожной станции», - пояснила градозащитница, член правления Ярославской организации Союза архитекторов России Ольга Мазанова.
Разбирать башню, по информации Ольги Мазановой, начали 16-17 июля.
«Уже разобрана крыша и щипцы на фасадах (над третьим этажом). Градозащитники срочно подготовили и подали в департамент охраны объектов культурного наследия заявку на включение здания в список выявленных объектов культурного наследия. После этого демонтаж на несколько дней был приостановлен. Правда, вечером в пятницу, 21 июля, люди заметили, что один рабочий долбил кладку перфоратором над оконным проёмом в уровне третьего этажа».
В своём обращении в департамент градозащитники указали: «Пост центрального управления стрелками и сигналами - памятник инженерной мысли и железнодорожной архитектуры Московско–Ярославско–Архангельской железной дороги (позже – Северные железные дороги) начала 20 века. Это одно из немногих сохранившихся старейших исторических строений архитектурно-инженерного ансамбля железнодорожной станции Всполье (ныне станции Ярославль Главный). Здание обладает не только исторической, но и архитектурной ценностью. Оно являлось также градостроительной доминантой ансамбля».
Отдельно в обращении эксперты указали, что аналогичные здания в других регионах берегут: «Сохранились два здания поста центрального управления стрелками и сигналами на железнодорожной станции Лосино-Островская Московской области, которые признаны объектами культурного наследия регионального значения».
С просьбой остановить демонтаж башни градозащитники обратились к руководству РЖД. Несмотря на то, что функционально здание уже не востребовано на дороге, его можно было бы ещё использовать. К примеру, создать в нём музей железной дороги и конкретно - станции Всполье.
«РЖД обладает бесценным культурным наследием. Только его надо ценить и беречь общими усилиями. Прошу не допустить потерю этого уникального здания, которое может служить объектом туристической привлекательности как для Ярославля, так и для РЖД», - резюмирует Ольга Мазанова в своём обращении на имя генерального директора акционерного общества.
«Необходимости в здании нет»
Снос поста управления стрелками и сигналами прокомментировали в управлении Северной железной дороги – филиале ОАО «РЖД»: «Служебная постройка на станции Ярославль-Главный не является объектом культурного наследия, не включена в единый государственный реестр объектов культурного наследия и не включена в список объектов, обладающих признаками культурного наследия. Подлежит сносу для обеспечения безопасной работы железнодорожной станции и пропуска поездов на повышенных скоростях. Производственной необходимости в здании нет. В его обустройстве для каких-либо иных целей заинтересованных сторон также нет – предложения направлялись в мэрию города и ряд агентств по недвижимости».
UPD: 15 августа стало известно, что снос исторической постройки был остановлен. Подробности – в нашей новости по ссылке.