Совсем скоро в селе Вятском, что в Некрасовском районе Ярославской области, появится новый памятник - нашему земляку, писателю и поэту Николаю Некрасову. Автором стала Елена Пасхина, известный ярославский скульптор.
Мы поговорили с мастером о творческом процессе, проблемах, с которыми сталкивается скульптор в Ярославле, и о том, почему некоторые памятники остались в полном забвении.
Отлитый в бронзе
Владислава Куимова, «АиФ-Ярославль»: Елена Васильевна, как родилась идея этой скульптуры?
Два года назад памятник нашему великому земляку Н.А. Некрасову предложил мне создать известный и уважаемый в России человек Олег Алексеевич Жаров. создатель историко-культурного комплекса «Вятское». К тому времени эскиз превратился уже в законченное произведение, прошедшее не одну крупную выставку. Началась активные творческие искания именно для места в Вятском. Некрасов изображен в минуты короткого отдыха, на охоте, полусидящим на старом дереве в высоких сапогах с ботфортами, охотничьим рогом и прочей атрибутикой. Высота фигуры около двух метров. Диагональная композиция, устремлённая ввысь, лёгкий поворот головы, свободное положение рук подчёркивают интеллигентность поэта, находящегося в состоянии творческого озарения. Первоначально предполагалось ружьё и охотничья собака. Карандаш в руке словно выводит строки к поэме «Коробейники»: «Как с тобою я похаживал по болотинам вдвоём. Ты меня почасту спрашивал: «Что строчишь карандашом?»
- Как происходит процесс изготовления скульптуры?
- В январе прошлого года я приступила к работе - лепке из глины в мастерской литейного завода в Москве. Там же и отливали в бронзе.
Обычно я леплю в мастерской, потом снимаю форму и перевожу на завод. Но теперь появились новые технологии, когда можно сразу лепить и отливать на одной площадке. Технология такова: сначала автор лепит из глины, с неё снимается гипсовая форма, затем делается точная восковая модель, которую прорабатывает сам скульптор. При этом работа как бы «режется» на сегменты (этого требует технология). Затем отправляется в литьё. Эти членения фигуры на несколько частей позже свариваются и зачеканиваются. Следующий процесс - пескоструй. Он делается на улице, куда вывозят уже бронзовую фигуру. Под большим давлением вся бронзовая композиция тщательно обрабатывается струёй мельчайшего песка. Это действие - обязательный этап перед тонировкой.
Затем, уже в цехе, трое здоровенных парней газовыми горелками тщательно прогревают форму и, пока она горячая, в два этапа наносят тонировку специальным химическим составом с антикоррозионной обработкой. Последний этап делает автор - протирка в нужных местах мягкой ветошью. По сути дела, работа уже завершена.
- Когда будет установлен монумент?
- Точная дата пока неизвестна. Сейчас в Вятском возводится историко-литературно-художественный музей, где и планируется установить памятник Некрасову. Уже существует архитектурная привязка: для скульптуры готовится определённое место. Необходимо, чтобы она просматривалась со всех сторон, важны освещение, красивый фон. Два года назад мы проводили симпозиум скульпторов. Семь скульпторов из разных городов создали произведения на некрасовскую тему, которые теперь украшают Вятское. И мне нравится эта активность по отношению к нашему поэту.
Больной вопрос
- Если говорить о Ярославле, как вы считаете, нам хватает памятников?
- Абсолютно точно - не хватает. В таком большом городе скульптур просто наперечёт. Правда, в последние годы появилась некая активность, однако хотелось бы, чтобы памятники не возникали спонтанно, были более продуманными. Нужны конкурсы и ответственная работа градостроительного совета. Если мы любим свой город и хотим его украсить, то необходимо продумывать все аспекты. Есть множество исторических тем, событий, личностей. Не хватает городской скульптуры. Что это такое? Небольшие работы в камне, керамике или даже бронзе, которые «греют глаз» человека. Своего постового Романовской заставы я отношу именно к городской скульптуре. Сколько ни прохожу мимо, всегда рядом взрослые и дети - фотографируются, смотрят, играют. Нам нужно больше таких акцентов, которые вызывают радость и улыбку.
При этом нельзя забывать о новых районах города. Я как раз говорю о малой пластике. Там есть шикарные пространства для этих целей - парки, площадки. От скучных и серых коробок люди сбегают в центр даже для того, чтобы просто прогуляться. Нужны культурные островки, где будет приятно находиться. Скульптура - это акцент, такая изюминка, которая украшает наш быт и жизнь.
- Каковы «взаимоотношения» между памятниками и городскими властями?
- Это мой больной вопрос. Архитектуру поддерживать пытаются: освещены здания на площади Ильи Пророка, Волковский театр и так далее. А с памятниками дело обстоит иначе. Памятник Леониду Собинову планировалось освещать с нескольких ракурсов, но сейчас он стоит в тени, в полном забвении. В зимний период он занесён снегом, на колоннаде облупилась краска. Я не знаю, почему у памятника нет хозяина, почему он не обласкан городом, если люди его любят. Возле композиции «Романовской заставы» тоже предполагалась подсветка: у ног постового должен гореть костёр, есть специальные фонари на земле. На открытии памятника жертвам радиационных аварий и катастроф из-под стелы выбивался луч света, который служил образом взрыва. Сейчас его нет.
Ещё один неприятный момент - главный портал ТЮЗа, где находятся две композиции, завешен рекламой. Это значимая работа. Она не случайна здесь и привязана к архитектуре самого здания, акцентируя и украшая его. Акцент в городской среде должна делать не реклама, а художественный образ здания.
- Какие у вас творческие планы на ближайшее будущее?
- Мы планируем провести симпозиум в городе. Я очень люблю работать с камнем, прямо на улице. Для меня это служит своеобразным творческим вдохновением. Сейчас я занимаюсь композицией на тему пророков, создаю серию скульптур императриц. Для художника мастерская - это вторая жизнь, которая может отнимать гораздо больше времени, чем родной дом. Там всегда рождаются новые идеи, есть, что закончить или… сломать.