В редакцию «АиФ» обратились родители 15-летней Полины Новиковой, которая больна инсулинозависимым диабетом. В этом году девочке сняли инвалидность, и не потому, что она вдруг выздоровела.
Полина Новикова - жизнерадостная девочка, хорошо учится, до своей болезни профессионально занималась спортом, имела второй взрослый разряд по лёгкой атлетике.
Прививка довела до больницы
«В 2013 году, когда Полине было 13 лет, после сделанной в школе прививки - комбинированных вакцин против дифтерии, столбняка и коклюша - дочка попала в больницу», - рассказал отец девочки Евгений Новиков.
В больнице Полине диагностировали сахарный диабет первого типа, она стала инсулинозависимой. По закону Минздрава девочка получила инвалидность, которая автоматически продлевается до 18 лет. Уже почти два года она зависима от уколов и особого режима - нужно несколько раз в день измерять сахар в крови и получать инсулин перед каждым приёмом пищи и перед сном. Отец вынужден был уйти с работы, чтобы присматривать за больной дочерью.
«Скачки сахара могут привести к смерти, если рядом никого не окажется», - объясняет папа Полины.
Лишили инвалидности
Излечиться от диабета первого типа невозможно. Однако медосвидетельствование по инвалидности всё равно нужно проходить каждый год.
«27 января мы пошли на очередное освидетельствование, но Полину неожиданно сняли с инвалидности», - переживает Евгений.
В результате Полина лишилась пенсии в размере 8-9 тысяч рублей, то есть возможности копить на инсулиновую помпу и покупку лекарств в случае перебоя с бесплатными препаратами, а также всех льгот. Но болезнь-то никуда не делась! Отец также получал пособие по уходу за ребёнком 5,5 тысячи рублей. По словам Евгения Новикова, все деньги шли на те же лекарства, спецпитание и в копилку на хорошую инсулиновую помпу, так как «бесплатные» детям не подходят из-за их гиперактивности, а хорошая помпа стоит в районе полумиллиона рублей.
Теперь днём присматривать за Полиной будет некому.
«Мы с женой очень боимся оставлять дочку одну, - переживает отец. - Но и сидеть дома, лишившись пособия, я тоже не могу, тем более в нынешней экономической ситуации. Мы понимаем, что в стране кризис, но экономить на инвалидах, тем более детях, - перебор».
Руководитель ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по ЯО» -главный эксперт по МСЭ Ирина Лихачёва рассказала о вступлении в силу нового документа.
«С 23 декабря 2014 года вступил в силу приказ Министерства труда и соцзащиты РФ, которым были утверждены новые классификации и критерии, используемые при медико-социальной экспертизе, - сообщила Ирина Владимировна. - Для разъяснений новых классификаций мы создали горячую линию (4852) 59-89-01».
Бюджета на всех не хватает
Что ж, получается, сокращение числа инвалидов происходит только на бумаге.
«Да, у нас постоянно идёт ужесточение условий для получения инвалидности, - подтверждает Александр Богатырёв, заместитель председателя Ярославской областной организации Всероссийского общества инвалидов. - В целях оптимизации бюджета расходы сокращаются, возможности помочь всем нет. Теперь инвалидность оставят только наиболее нуждающимся, а уж кто это будет - на усмотрение властей. И что будет дальше с остальными, уже не их забота».
Языком цифр
По данным областного бюро МСЭ, за 2014 год в Ярославской области было освидетельствовано 2349 детей до 18 лет, из них признано инвалидами по категории «ребёнок-инвалид» 2007 человек, что составляет 85,4 процента. Первично установлена категория «ребёнок-инвалид» у 430 человек, из них в Ярославле проживают 229.
Уровень первичной инвалидности детей по области в прошлом году снизился и составил 19,5 процента на 10 тысяч детского населения. Повторно переосвидетельствованы для определения инвалидности 1713 человек, из них признаны инвалидами 1577 человек – 92,1 процента.
Не установлена категория «ребёнок-инвалид» при переосвидетельствовании у 136 человек – 7,9 процента.