Экономический кризис оказывает негативное влияние на все сферы нашей жизни. О налоговых каникулах и экономии затрат, роли малого и среднего бизнеса, а также о том, есть ли жизнь после санкций, насколько больно они ударили по ярославцам и что нас ждёт в будущем, мы попросили рассказать доктора экономических наук Виктора Мелиховского.
Ольга Савичева, «АиФ-Ярославль»: Виктор Михайлович, сейчас наша экономика развивается в период зарубежных санкций. Как вы оцениваете её современное состояние, в том числе и в Ярославской области, с позиции обычного гражданина?
- Но ведь санкции касаются преимущественно производства?
- Да, введённые в 2014 году странами Европейского Союза и США санкции нацелены прежде всего на деятельность фирм и на область финансов России. Однако в конечном результате в сферу их влияния попадают простые граждане - потребители товаров и услуг.
- Что же тогда делать нам, гражданам?
- Можно просто пассивно ждать каких-то изменений. А лучше всё же приспосабливаться к ним. Например, если у гражданина есть накопления в банке, то всё же лучше не наблюдать за их обесцениванием вследствие инфляции, а оформить срочный вклад под проценты, что уменьшит потери. Если сейчас инфляция составляет в годовом исчислении примерно 9 %, то вклад под 7 % годовых уменьшает наши потери. Конечно, надо отрегулировать свои расходы, отказаться от излишних затрат на оплату средств связи, электричества, газа, воды. Ещё не все потребители услуг поставили в своих квартирах счётчики для оптимизации расхода ресурсов. То есть на первое место я бы поставил экономию затрат и защиту сбережений. А на второе - поиски дополнительного дохода.
- А какова в данной ситуации роль малого и среднего бизнеса?
- В Ярославской области в августе 2014 года было зарегистрировано 54 тысячи субъектов малого и среднего бизнеса. На их долю приходится 15-20% регионального ВВП. По-моему, этого недостаточно для нашей области. Дело в том, что в период санкций выявляется очень важная функция «малышей», которые в основном связаны с большим внутренним региональным рынком. Потому оказываются более защищёнными от санкций и могут быстрее и дешевле приспосабливаться к импортозамещению, чем крупный бизнес.
- Конечно, для этого необходимы совместные усилия бизнеса и власти, государственно-частное партнёрство. Надо ещё много сделать и, прежде всего, реально оценить качество усилий партнёров. Со стороны бизнеса к ветвям власти выдвигаются разные претензии - здесь и излишнее администрирование, и коррупционная составляющая при решении разных вопросов. По обследованию регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей, 44 % бизнесменов Ярославской области недовольны бизнес-условиями.
- Как вы считаете, действительно ли у нас главным препятствием для развития малого бизнеса является нехватка финансовых ресурсов?
- Конечно, недостаток кредитов в условиях санкций имеется. Банки очень настороженно относятся к выдаче слабо обеспеченных кредитов. Поэтому малому бизнесу приходится искать более авторитетных и проверенных банками партнёров, которые могли бы помочь в нахождении финансовых средств. Но, по моему мнению, наиболее серьёзным препятствием является другое - высокий уровень налогообложения. Я согласен с председателем комиссии по бюджету Госдумы РФ А. Макаровым в том, что наша налоговая нагрузка неконкурентоспособна. В период санкций этого нельзя допускать.
Между тем Ярославская областная дума недавно приняла новый закон о налоге на имущество. Теперь он будет исчисляться не с инвентаризационной, а с кадастровой стоимости. Это приведёт только в 2015 году к повышению налоговой нагрузки на граждан и бизнес на 20 %. Считаю, что надо максимально отодвинуть сроки введения этого закона.
- Есть ли альтернатива налоговому бремени?
- Я бы выделил две проблемы. Первая - решение текущих вопросов, в том числе ослабление налоговой нагрузки на уровне региона и муниципалитетов, предоставление налоговых каникул начинающим предпринимателям. Но для этого нужна воля руководителей исполнительной власти, которой часто не хватает.
Вторая проблема более сложная. Дело в том, что с точки зрения бизнеса любой налог - это затраты, которые имеют источником как правило прибыль предприятия или доход работника. В жизни получается двойное-тройное налогообложение одного и того же источника. Например, зарплата работника облагается подоходным налогом. Далее фонд заработной платы как часть выручки фирмы облагается налогом на добавленную стоимость, а также платежами во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования). Последние платежи сейчас не считаются налогами, но по своему характеру фактически выступают как таковые.
Я с прискорбием узнал о возможности введения на региональном уровне налога с продаж в ближайший год. Это было бы ещё одно налогообложение доходов конечных потребителей - простых граждан. Возврата к этому налогу нельзя допустить. Такой налог уже был и доказал свою неэффективность. По справедливости надо бы оставить только один налог на каждую структурную часть стоимости товара и услуги. Получилось бы всего 5 - 6 налогов. Но для этого нужна налоговая реформа. Малый и средний бизнес для участия в её проведении должны существенно укрепить свои позиции в законодательной сфере власти. Пока же в ней преобладают представители интересов исполнительной власти, которая сориентирована на взимание высоких налогов с бизнеса.
- Это интересный подход. А есть ли данные о его последствиях?
- Да, есть косвенные данные. Так, по итогам специального исследования портала Rabota.ru, доля «белых» зарплат на рынке в 2014 году сократилась более чем в полтора раза, а «серых» - возросла на две трети. Лишь 25% компаний используют чисто белые методы, остальные применяют разные зарплатные схемы. Это - своеобразный ответ на двойное-тройное налогообложение. Думаю, что в Ярославской области так же.
- Долго ли, по вашему мнению, продлятся санкции?
- Думаю, долго. Ведь даже для обеспечения интернет-независимости, по мнению специалистов, потребуется 5-7 лет. Само импортозамещение должно происходить на новой технической и технологической основе. Качество продукции и услуг также не может опускаться ниже зарубежных аналогов.
Санкции есть один из инструментов начавшейся мировой экономической войны не только между странами - США и Россией, но и между блоками государств - Европейским Союзом, Евро-Азиатским экономическим союзом, Азиатско-Тихоокеанским экономическим союзом и другими блоками - за новое распределение мировых ресурсов.
- Как себя «будут чувствовать» в этой ситуации жители Ярославской области, по вашим оценкам?
- Полагаю, что было бы неверным говорить, что «всё будет хорошо». Я не сторонник безоглядного оптимизма. Жизнь меня убедила в том, что только собственные усилия помогают добиться реального улучшения жизни.