Дорожная индустрия сегодня – одна из важнейших отраслей экономики нашей страны, невозможно представить современную жизнь без развитой дорожной сети. Строительство дорог и мостов, обеспечение надёжного и безопасного автомобильного сообщения – вот те важные и ответственные задачи, которые сегодня решают работники дорожного хозяйства.
Профессиональный праздник – День работников дорожного хозяйства – серьёзный повод для подведения итогов работы за год. О том, как сегодня живёт отрасль, рассказал директор департамента дорожного хозяйства Ярославской области Евгений Моисеев.
В приоритете нацпроект
«АиФ-Ярославль»: Евгений Анатольевич, больше всего дорожных работ запланировано по приоритетному нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Насколько успешно сегодня реализуется нацпроект?
Евгений Моисеев: В целом нацпроект выполняется в этом году довольно успешно. На его реализацию выделено порядка 4,2 млрд рублей. На эти средства планируется выполнение работ на 57 объектах: 45 - дорожной сети общей протяжённостью 178,9 км и 601 погонный метр путепровода, 10 светофорных объектов в Ярославле и один тротуарный объект в Тутаеве, а также разработка проектной документации по строительству обхода Гаврилов-Яма в рамках контракта жизненного цикла.
В этом году у нас контракты были заключены на строительно-монтажные работы зимой, контрактацию закончили в марте месяце. Это позволило подрядным организациям выйти на дорожные работы с наступлением благоприятных погодных условий. Как результат - первые объекты были сданы в июне, часть завершили даже раньше контрактных сроков. В этом году мы ещё раньше приступили к заключению контрактов, к примеру, на региональных дорогах практически по всем объектам уже заключены контракты на ремонт дорог в следующем году, на некоторые из них уже вышли подрядчики.
- Какие ещё дорожные программы реализуются в области?
- Помимо нацпроекта у нас есть ведомственные целевые программы: «Развитие систем автомобильных дорог Ярославской области» и «Сохранность автомобильных дорог Ярославской области». В рамках этих программ мы занимаемся содержанием дорожной сети Ярославской области, реализуем те объекты, которые не попали в нацпроект. Область участвует в реализации программы «Устойчивое развитие сельских территорий». Там тоже предусмотрено федеральное софинансирование. В этом году у нас выделено порядка 517 млн на данную программу, из которых 217 млн – это деньги федерального бюджета.
- Каковы промежуточные итоги? Какие объекты уже сданы, какие находятся в работе?
- На данный момент введен в эксплуатацию 51 объект нацпроекта, из них:
10 светофорных объектов в городе Ярославле и 41 автомобильная дорога регионального и местного значения, в том числе один тротуар в Тутаеве.
По другим программам также есть отремонтированные объекты. К примеру, привели в нормативное состояние дорогу Углич – Воскресенское в Угличском районе, завершили реконструкцию дороги Дмитрехово – Ляховые – Малый Липовец в Брейтовском районе и Климовское – Ананьино – Волково в Ярославском районе, ввели в эксплуатацию объекты в рамках мероприятий по повышению безопасности дорожного движения – это устройство линий искусственного освещения, светофоров, тротуаров, искусственных неровностей и др.
Сейчас завершаются работы на капиталоёмких объектах, в основном это реконструкции автомобильных дорог со строительством мостовых сооружений.
По новым технологиям
- Есть ли новации в дорожной отрасли в этом году в отличие от предыдущих лет?
- Безусловно, отрасль не стоит на месте. Но хочу начать с того, что мы уже не первый год работаем по новым национальным стандартам — это определённые требования, которые предъявляются при изготовлении асфальтобетонных смесей. В этом году у нас появилась своя полностью оснащённая лаборатория. В прошлом году образцы отправлялись в столичные институты, что, безусловно, влияло на время проведения лабораторных испытаний, в этом году таких проблем нет. Весь комплекс лабораторных исследований служба заказчика делает сама, а также помогает муниципальным заказчикам, они работают по тем же стандартам.
Кроме этого, на областных объектах при укладке асфальта на стыковочном шве применяли так называемую битумную ленту, которая увеличивает сцепление слоев асфальта, и соответственно дорога дольше живёт, не даёт трещин. Также в этом году в связи с рекомендациями Росавтодора мы наносим жёлтую осевую разметку, которую лучше видно в свете фар ночью, что повышает безопасность дорожного движения на дорогах.
- Каким образом осуществляется контроль за ходом производства работ?
- На всех этапах работ и на всех без исключения объектах дорожной сети Ярославской области контроль качества выполняемых работ осуществляется специалистами технического надзора служб заказчиков. Всесторонний контроль также обеспечивают федеральные кураторы проекта, среди которых ФКУ «УПРДОР «Холмогоры» и ФАУ «РосдорНИИ». Большое внимание правительство области уделяет общественному контролю. Активное участие в комиссионных выездах принимает общественный совет при департаменте дорожного хозяйства, ОНФ и депутаты Ярославской областной думы. Приглашаем к проверке качества работ и активистов группы «Дороги Ярославля», а также прислушиваемся к мнению активных жителей и стараемся оперативно реагировать на их сообщения, в том числе и в социальных сетях.
Конструктивный диалог со всеми – залог хорошего результата. Я неоднократно говорил, что цель у нас одна – чтобы дороги, по которым мы все ездим, стали лучше. Иначе и быть не может.
Важно мнение людей
- Какие дороги планируются к обновлению в следующем году?
- На следующий год мы уже наметили план работы. Только по нацпроекту по областным объектам планируется отремонтировать более 200 километров дорожного полотна. При выборе объектов для ремонта учитывалась их социальная и эксплуатационная значимость, интенсивность движения, наличие автобусных и школьных маршрутов и ряд других критериев. Основной список дорог, конечно же, был составлен с учётом мнения жителей региона.
Дорожному строительству уделяется особое, приоритетное внимание, и сейчас перед нами стоит задача ускоренной реализации нацпроекта до конца 2023 года, то есть на год раньше заявленного срока. Мы готовы к выполнению большего объёма в сжатые сроки. В случае выделения дополнительного финансирования у нас уже сформирован перечень дорог, которые сейчас в неудовлетворительном состоянии и требуют ремонта. До конца текущего года завершится разработка проектно-сметной документации на резервные объекты 2021 года, проектируются объекты на 2022 год.
- Что вы считаете самым главным в ремонте дорог?
- Самое главное – чтобы результат чувствовали на себе жители региона, чтобы им было комфортнее и безопаснее передвигаться по нашим отремонтированным дорогам. Что касается нас, как специалистов-дорожников, то, конечно, для нас важно качество выполняемых работ, системный подход ко всему: подготовке проектно-сметной документации, проведению торгов, определению подрядчика, правильному взаимодействию между подрядной организацией и службой заказчика, структурами департамента, нашими федеральными коллегами и, конечно же, жителями региона.
Разрешите поздравить
Уважаемые специалисты дорожной отрасли!
Поздравляю вас с праздником!
Опыт, знания и компетентность позволяют вам успешно решать задачи, от которых напрямую зависят социально-экономическое благополучие региона, его инвестиционная и туристическая привлекательность.
В Ярославской области ведется целенаправленная работа по модернизации дорожной сети. Только в этом году в план были включены строительство, ремонт и реконструкция объектов общей протяженностью более 300 километров.
Ответственно и грамотно выполняя мероприятия национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», областных и ведомственных программ, вы повышаете качество жизни населения больших городов и деревень. Внедряя новейшие технологии и материалы, способствуете снижению аварийности, совершенствуете автотранспортную инфраструктуру.
Важно не останавливаться на достигнутом, не сбавлять набранные темпы. Желаю вам успехов в вашей созидательной деятельности, здоровья, счастья и всего самого доброго!
Губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов