15 июня в редакции «АиФ» состоялся ставший уже традиционным «круглый стол» по вопросам подготовки и проведения в области следующего отопительного сезона, в котором участвовали представители органов государственной власти, коммерческих организаций и управляющих компаний. Нерешённых проблем в этом направлении, как оказалось, на сегодняшний день достаточно много.
«АиФ»:
- В какие сроки необходимо провести и закончить подготовку к следующему отопительному сезону?
Александр Лебедев, директор департамента ЖКХ Ярославской области:
- Подготовка ведётся с апреля по сентябрь. До 15 сентября мы должны получить паспорта готовности к работе в зимних условиях по объектам жилищного фонда и до 1 ноября - по объектам теплоэнергетического хозяйства. К этому времени нужно отремонтировать котельные, промыть теплотрассы, провести регламентные работы по сетям горячего водоснабжения. Кстати, по итогам прошедшего отопительного периода Ярославская область в рейтинге среди 83 субъектов РФ заняла 27-е место – это очень неплохой показатель. Но вышли мы после зимы с проблемами, основная из которых – долги за топливно-энергетический ресурс. Сейчас изыскиваются средства для погашения задолженностей, в первую очередь за поставленный природный газ. В том числе из областного бюджета предусматривается дополнительное выделение целевых субсидий муниципальным районам в сумме 70 млн. рублей. Кроме того, у нас есть трансферты на межтарифную разницу, или, как теперь это называется, на обеспечение равнодоступности, из областного бюджета.
Нина Чистякова, директор ООО «Финансовый попечитель», УК г. Рыбинска:
- Скажите, а взаимоотношения управляющих компаний с ресурсоснабжающими организациями будут каким-то образом улажены? Дело в том, что нам, управляющим компаниям, не хватает средств – на эксплуатацию внутридомовых систем, на установку приборов учёта. Сети везде гнилые, надо менять, а жители отрицательно реагируют на все эти проблемы: каждый год повышение тарифов плюс установка приборов учёта, всё это ложится на их плечи. Народ уже не в состоянии платить за жилищно-коммунальные услуги, суды завалены делами, приставы не справляются, включаются коллекторские конторы – вышибалы денег. При этом управляющие компании встают живым щитом между «ресурсниками» и населением. Недосборы по коммунальным платежам растут, «ресурсники» подают на нас в суд, насчитывают пени, и всё это превращается в целый клубок неразрешимых проблем. Если сейчас кто-то не выступит в роли координатора всех этих вопросов, мы никогда не вылезем из долговой ямы, и к началу 2012 года все управляющие компании просто начнут «заваливаться набок».
Виталий Балакин, исполнительный директор Некоммерческого партнёрства управляющих многоквартирными домами «Управдом»:
- Я поддерживаю коллегу, этот вопрос мы рассматривали на наблюдательном совете. Надо искать компромисс с участием органов власти. Ситуация разрушает управляющие компании из-за задолженностей, которые у них образуются из-за недосбора средств за коммунальные ресурсы. Нужно им помочь, чтобы более эффективно готовиться к зиме.
Юрий Чистов, главный инженер ГУ по ЯО «ТГК - 2»:
- В такой ситуации каждый из нас по-своему прав. Я, как представитель ресурсоснабжающей организации, тоже вам могу сказать: мы задыхаемся без денег. Где их взять, если мы не будем получать средства за отпущенную нами продукцию? Кроме того, посмотрите: ярославской ТЭЦ-1 в 2009 году отметили 75 лет, ТЭЦ-2 – 55 лет в прошлом году, в этом году 50 лет - ТЭЦ-3 и 85 лет – Ляпинской котельной. У нас один-единственный объект – Тенинская котельная, которой «всего» 15 лет. И на эксплуатацию и ремонт этих объектов, конечно, нужны финансы. В 2010 году мы вложили достаточно приличные средства в ремонты – почти 260 млн. рублей. Удалось за осенне-зимний период снизить на 10% количество аварий и инцидентов. В этом году вложим 386 млн., планируем выполнить большую инвестиционную программу – почти на 200 млн. рублей. Это не считая реконструкции Ляпинской котельной – там отдельная проблема, её помогают решать администрация города и правительство области. Но на сегодняшний день жилищники нам должны почти 200 млн. рублей, а всего дебиторская задолженность - около 300 млн. Мы отремонтировали в прошлом году 50 единиц основного оборудования, в этом году планируем 49 единиц. И объём этих работ увеличивается, оборудование-то стареет. С другой стороны, население платит за норматив, а что такое норматив? Это когда в квартире 18 градусов тепла. А граждане хотят, чтобы в квартирах было больше 18 градусов, ведь зимой в наших краях холодно.
И здесь тоже получаются «ножницы» – отпуская продукцию по одним условиям и собирая деньги по другим, имеем тот разрыв, который не знаем за счёт чего покрывать.
Виталий Балакин:
- Планирует ли ТГК-2 взять на себя сбор платежей за услуги теплоснабжения и горячую воду?
Юрий Чистов:
- Такой вариант мы рассматриваем, как скоро это произойдёт – сейчас сложно сказать. Не всё от нас зависит.
Юлия Пепеляева, директор УК «Яржилсервис»:
- Заложены ли в тарифе для теплоснабжающих организаций затраты на обслуживание задолженностей и сбор средств?
Андрей Лукашов, первый заместитель директора областного департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов:
- Какие дополнительные расходы могут быть по взысканию дебиторской задолженности? Ни разу ни одна ресурсоснабжающая организация эти затраты нам не предъявляла. Есть определённая технология и порядок установления тарифов, они дозируются на доступности услуг, которую определяют органы государственной власти субъектов. Если говорить о расходах, связанных со сбором средств, с этим мы встречались, но мы их не принимаем, чтобы защитить население и исключить случаи двойной переплаты.
Юлия Пепеляева:
- Потребителем услуг является население, поставщиком ресурсов – теплоснабжающая организация. А управляющие компании выступают агентами по сбору платежей от населения и передачи этих платежей поставщикам. Но почему за исполнение этой работы управдомы не имеют никакой оплаты?! При этом ещё и отвечаем за всё!
Андрей Лукашов:
- Управляющие компании всё-таки несколько другие функции выполняют, связанные с управлением жилищным фондом, в том числе с оценкой качества и количества поставляемых ресурсов. Например, с каким давлением приходит горячая вода, с какими физическими и химическими свойствами. Если какое-то количество ресурсов потребили ниже нормативных значений, то тут вступает в действие 307-е постановление, дающее возможность применять санкции. И именно здесь во многом находится интерес управляющих компаний. Я уж не беру внедрение энергосервисных контактов либо других мероприятий по энергосбережению, когда реализуются мероприятия, дающие реальную экономию при потреблении энергетических ресурсов и позволяющие окупить эти мероприятия. Наши управляющие компании, во-первых, так не мыслят, хотя некоторые всё же двигаются в этом направлении. А, во-вторых, у них нет возможности, чтобы так действовать, потому что тепловые узлы не укомплектованы соответствующими приборами учёта, общее состояние внутридомовых сетей по большей части катастрофическое - их надо приводить в нормативное состояние, а потом уже начинать измерять, а что, собственно, за ресурс к нам приходит, в том ли объёме он поставляется и стоит ли тех денег.
Но давайте вернёмся к вопросу, который мы обсуждали вначале. Идёт процесс реформирования ЖКХ и одновременно лавинообразного нарастания дебиторской задолженности. Надо выяснять, что происходит, откуда эти неконтролируемые процессы, вырабатывать на региональном уровне правила, рекомендации, как действовать, достигать общественного согласия по этому вопросу. И здесь есть прямая зависимость с подготовкой к зиме, потому что, к сожалению, наши теплоснабжающие организации поступают пока просто и бесхитростно: не будут погашены долги – не будет тепла в домах.
Нина Чистякова:
- Да, нам так и сказали: отопительный сезон не начнётся, если не погасите долги.
Андрей Лукашов:
- Горячей воды сейчас нет во многих населённых пунктах.
Александр Лебедев:
- По городу Ярославлю у нас собираемость по коммунальным платежам выше в этом году, чем в прошлом. По остальным населённым пунктам – ниже. Но надо понимать, что тяжёлая ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве родилась не вчера. Нужно ломать старые стереотипы мышления и улучшать техническую оснащённость ЖКХ.
Юлия Пепеляева:
- И то, что сейчас все говорят, что крайние – управляющие компании, категорически не верно. Правильно сказала Нина Борисовна: они являются живым щитом, как только он рухнет – куда пойдёт население? Об этом надо думать, а обрушить можно любую компанию.
Нина Чистякова:
- Надо выходить на законодателей с нашими предложениями, и должны быть приняты какие-то решения. Ведь главное для всех нас – защитить население.
Андрей Лукашов:
- Всем известно, что любые изменения требуют ресурсов. Реформа ЖКХ, к сожалению, проводится без достаточных ресурсов – 280 млрд. рублей, которые были выделены на 185-й ФЗ, не закрывают всех проблем. Чтобы перестроить жилищный фонд на рыночную основу, необходимы вложения в техническую инфраструктуру. Большая часть проблем УК связана с индивидуализацией потребления, и на это надо выделить деньги. В результате все задыхаются от нехватки средств. Кроме того, в недостаточной степени готовятся кадры для управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК. Нужно организовать обсуждения, вырабатывать решения. Ведь чем дальше, тем хуже будет, это не случайные проблемы. И как ни говори людям, что они стали собственниками помещений, кроме раздражения это ничего другого вызывать не будет.
Борис Лапенок, генеральный директор Торгового дома холдинга «Теплоком»:
- Согласен, что практически все ЖКХ-реформы упираются в проблему отсутствия средств. Однако появление в правовом поле России понятия «энергосервисный контракт» дало начало развитию энергосервиса. Закон об энергосбережении обратил внимание крупных финансовых структур на сферу ЖКХ, и сегодня холдинг «Теплоком» реализует энергосервисные проекты при поддержке своих финансовых партнёров.
Мы обеспечиваем заказчика в ходе реализации проектов по энергосбережению всем, в чём он нуждается: оборудованием, техническими решениями и финансовыми средствами и последующим сервисным обслуживанием. Разработаны и технические решения, и финансовые схемы, которые внедряются в регионах и позволяют достигать экономического эффекта. Для финансирования проектов предусмотрены различные схемы, в том числе лизинг, сублизинг, инвестиционные договоры и схемы с рассрочкой платежей.
Работа на объекте начинается с проведения энергоаудита. На основе результатов энергообследования объекта разрабатывается программа мероприятий по энергосбережению, в ходе её реализации, собственно, и проводится реконструкция жилья с применением схемы возврата инвестиций.
Одним из первых крупных энергосервисных проектов холдинга «Теплоком» стала комплексная программа по энергосбережению Республики Башкортостан, к реализации которой холдинг «Теплоком» был приглашён в качестве инвестора и подрядчика. За время реализации программы – 3 месяца 2010 года – было установлено 1280 узлов учёта тепловой энергии на 1244 объектах. Работу проводили 40 бригад, на монтаж одного узла в среднем было затрачено 10-12 часов. Холдинг инвестировал в эту программу порядка 180 млн. рублей собственных средств с рассрочкой платежей на 3 месяца. Внедрением программы в Уфе занимались партнёры и региональные представители холдинга в Башкортостане.
Есть ли в Ярославской области опыт подобной работы?
Андрей Лукашов:
- Правительством области проводится большая работа по созданию условий для установки приборов учёта на многоквартирных жилых домах. В прошлом году мы завершили работу по оприбориванию бюджетной сферы, за жилыми помещениями очередь в этом году. В настоящее время прорабатывается вопрос по привлечению внебюджетного финансирования для оплаты установки приборов учёта по 5-летней схеме рассрочки: выработаны требования - процентная ставка не выше 10% годовых, период кредита – 5 лет. Дан старт управляющим компаниям по возможности проведения общих собраний по принятию решений. И дальше в течение лета мы должны обеспечить массовую установку приборов учёта тепловой энергии.
Александр Шептовицкий, главный инженер ООО УК ЖЭУ:
- Считаю, что по всем нововведениям нужно больше беседовать с населением, разъяснять, давать информацию, не жалея времени. К людям приходят большие счета за коммунальные услуги, а никто не разъясняет, куда идут эти деньги. Управляющим компаниям нужно ежемесячно отчитываться, куда ушли деньги с каждого дома, сколько затратили, каков накопительный фонд. Уверен, тогда жители будут платить.
Смотрите также:
- Реформа ЖКХ в Ярославской области: какие проблемы затрудняют ход преобразований. В редакции "Аргументов и фактов" - Ярославль" прошел "круглый стол" с участием руководителей жилищно-коммунального комплекса и управляющих компаний →
- Рост тарифов ЖКХ в следующем году не превысит 10% →
- Как перезимуем? →