"АиФ": - Реформа жилищно-коммунального хозяйства продолжается в нашей стране уже несколько лет, и оценки ее противоречивы. Одни говорят, что на людей хотят полностью повесить бремя забот о своем жилье, в т.ч. и капремонт, другие - о том, что это шанс для граждан наконец ощутить себя полноценными собственниками и самостоятельно решать, в каких условиях им жить. Высказаться на эту тему мы предложили представителям областной и городской власти, а также директорам частных управляющих компаний.
Принципы реформы
Любовь Наумкина, заместитель директора департамента жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области:
- ЖКХ - самая важная отрасль, так как связана с интересами каждого из нас. Часто ход реформы ЖКХ ассоциируется только с ростом стоимости услуг. Почему так? На мой взгляд, это оттого, что в свое время не были учтены постоянный рост цен на топливно-энергетические ресурсы и отставание от них доходов населения. Пока между ними не будет баланса, нельзя говорить о введении 100-процентной оплаты коммунальных услуг. В то же время хочу подчеркнуть, что реформа заключается не только в переходе на полную оплату, но и в обеспечении социальной защиты тех слоев населения, которые не могут платить полностью. Разброс по доходам у людей, проживающих в разных районах области, очень большой. Поэтому к уровню 100-процентной оплаты подошли только те города, где зарплаты повыше - это Ярославль и Рыбинск. Те же, кто не в состоянии платить полностью, обеспечиваются субсидиями. Так, если в среднем по стране предельный расход семьи на коммунальные услуги предусматривается в размере 22 процентов от совокупного дохода, то в Ярославской области эта планка опущена до 14 процентов. В этом один из принципов реформы: люди с достатком должны платить полностью, а малоимущие - с помощью субсидий. Также среди задач реформы - модернизация коммунального оборудования, ремонт и реконструкция жилого фонда, улучшение качества услуг и обеспечение их доступности.
Собственнику поможет государство
"АиФ": - Каковы особенности хода реформы в Ярославле?
Ирина Нигматуллина, заместитель директора по экономике и информатике департамента городского хозяйства мэрии Ярославля:
- Плюс реформы в том, что главный ее принцип - адресность. Если раньше дотации получали предприятия-поставщики услуг ЖКХ, то теперь - конкретные граждане. В Ярославле еще три года назад горожане стали получать жилищные субсидии на персонифицированные счета. К слову, в областном центре предельно допустимый процент расходов на услуги ЖКХ почти всегда был ниже, чем в целом по области.
Один из новых дополнительных ресурсов реформы ЖКХ - Федеральный закон N185 "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Он минимизирует расходы собственников на капитальный ремонт, снижая их до 5 процентов, так как основные затраты на выполнение работ берет на себя государство. Это существенная помощь от городского бюджета, хотя в Жилищном кодексе предусмотрено: собственник полностью берет на себя финансовую ответственность за все работы в доме.
Александр Левтеров, заместитель начальника управления жилищного хозяйства департамента городского хозяйства мэрии Ярославля:
- В продолжение слов Ирины Александровны хочу отметить, что активность ярославцев, желающих отремонтировать свои дома по условиям 185-го закона, в последнее время очень высока. В 2008 году мы получили два транша на 846 млн. рублей. Сейчас Ярославлем готовится третья заявка. Ремонтом будет охвачено около 500 домов.
Причина такой активности, по-моему, в том, что в городе большой недоремонт жилого фонда. Именно это подталкивает людей участвовать в программе. В работу включаются ТСЖ, управляющие компании. Благодаря такому процессу горожане начинают мыслить по-новому. Есть случаи, когда жильцы готовы вложить в ремонт более 5 процентов, ведь это дает возможность быстрее вступить в программу. Многие считают, что таким образом государство как бы отдает долги за прошлые недоремонты.
За Ярославлем потянулась вся область
"АиФ": - Насколько сложно стать участником программы?
Наталья Тихонова, начальник отдела реформирования и новых форм управления жилищным фондом департамента жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области:
- Организационно вступить в программу по 185-му закону несложно, хотя надо выполнить целый ряд требований. Сроки рассмотрения заявок регламентированы законом - в пределах месяца. Деньги в область, а затем в муниципальные образования и на счета ТСЖ и управляющих компаний поступают очень быстро. Кстати, в связи с выходом 185-го закона в области стали очень активно создаваться ТСЖ, раньше они были только в Ярославле.
Юлия Пепеляева, директор управляющей компании ЗАО "Яржилсервис":
- В связи с этим вопрос к представителям власти. Какую помощь область и город оказывают ТСЖ и управляющим компаниям по подготовке смет на ремонт и по прохождению строительной экспертизы этих смет? Отвечающая за это вневедомственная экспертиза работает очень медленно.
Ирина Нигматуллина:
- Помощь может быть только организационная. В ДГХ создано управление, которое помогает ТСЖ и ЖСК. Что касается вневедомственной экспертизы, то там очень большие объемы работ, поэтому происходят задержки. Этот вопрос решается.
Надежда Паутова, директор управляющей компании "ЖЭУ":
- Существуют ли какие-то дополнительные условия для того, чтобы в область шли деньги в соответствии с 185-м законом? Насколько мне известно, они есть. Одно из них: прекращение дотаций объектов коммунального комплекса из бюджета. По моему мнению, город эти затраты переложил на население.
Ирина Нигматуллина:
- Дотации действительно прекращены. Но говорить о том, что все бремя переложено на население, нельзя - эти расходы людям субсидируются. Такой порядок регламентирует Минрегионразвития.
Тарифы устанавливаем сами
"АиФ": - Каковы особенности тарифной политики, которую область проводит в этом году?
Андрей Лукашов, первый заместитель директора департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области:
- В соответствии с действующим законодательством 2009 год - первый, когда государством не регулируются тарифы по содержанию и ремонту жилья. Эти тарифы определяются либо самими собственниками жилья, либо управляющими компаниями.
В этом году, к сожалению, не удается снизить темпы роста тарифов на коммунальные услуги по водо-тепло-электроснабжению, водоотведению и газу. Они остаются высокими, в основном из-за темпов роста стоимости основного вида топлива для области - природного газа. Хотя сейчас, после известных решений на федеральном уровне, наш департамент подготовил приказы по снижению тарифов на теплоснабжение, 31 декабря прошлого года были приняты новые, уменьшенные тарифы на природный газ для населения. В результате цены на отопление и горячее водоснабжение будут снижены. Но в целом, еще раз подчеркну, что, к сожалению, динамика роста тарифов на коммунальные услуги остается высокой - 20-25 процентов, а по отдельным районам - еще выше. Как уже говорили коллеги, в области принимаются дополнительные меры социальной поддержки для малоимущих, в соответствии с которыми частично компенсируется этот рост цен.
В условиях опережающего роста тарифов мы видим, что необходимо усилить работу по двум основным направлениям: во-первых, научиться управлять потреблением коммунальных ресурсов, в том числе через энергосбережение, и, во-вторых, обеспечить действенный контроль за ценами и объемами коммунальных услуг, которые организации коммунального комплекса предъявляют к оплате населению и другим потребителям.
И здесь у нас не все обстоит благополучно.
"АиФ": - За ремонт и содержание жилья жители будут платить по-разному?
Надежда Паутова:
- Что касается тарифов на содержание и ремонт жилья, то практически для каждого дома они разные. Дело в том, что у нас договорные отношения с жителями. Какие услуги в соответствии со своими финансовыми возможностями они запросят, те мы и поставим. Сумма тарифа оговаривается на общем собрании жильцов дома. Все эти цифры всегда разные.
Наталья Шетнева, директор ОАО "Управляющая компания многоквартирными домами Заволжского района города Ярославля":
- В нашей управляющей компании ситуация несколько иная, нежели у моих коллег. Мы в основном работаем с домами бывшего так называемого муниципального жилищного фонда. В договорах управления указано, что если собрание собственников не приняло решение относительно платы за содержание и ремонт жилья, то устанавливаются те тарифы, которые введены для нанимателей по постановлению мэра. У нас, как правило, так и происходит. Но этих средств не хватает на необходимые расходы. В то же время очень трудно объяснить жителям, что тариф должен быть выше.
Информирован - значит вооружен
Юлия Пепеляева:
- Это происходит оттого, что жители плохо информированы о принципах реформирования ЖКХ. Нам необходимо пропагандировать эту реформу и разъяснять людям ее смысл.
Любовь Наумкина:
- Для этого существует областной медиаплан. В нем проработан механизм информирования жителей о реформе через СМИ. При желании представители управляющих компаний могут вносить предложения по его корректировке.
Вячеслав Габышев, директор управляющей компании ЗАО "ЯрЖЭК":
- Если говорить о работе с населением, то первое, что необходимо сделать - это переломить негативное отношение к работникам жилищно-коммунального хозяйства. Поймите, мы занимаемся нелегким трудом, ЖКХ - не та сфера, где можно много заработать. Неплатежи лежат на нас неподъемным бременем, и эта проблема не решается ни на местном, ни на общегосударственном уровне.
Надежда Паутова:
- Мы действительно очень нуждаемся в системной помощи в плане информирования населения. Но если говорить о реформе ЖКХ в целом, то мы, конечно, "за".
Смотрите также: