Во многих учебных заведениях Ярославля на уроках используют уголовный и административный... комиксы
"Ребята решили водки попить И как "подобает" - кого-то избить, Поймали бойцов по горячим следам, Теперь затаскают их по судам".
Что это? Детские страшилки, которые сочиняют ребятишки и пересказывают, дурачась, друг другу во дворе, подумаете вы и... будете не правы. Это действительно страшилки, но авторство принадлежит вполне взрослым и серьезным людям из Ярославского городского молодежного центра. И не забавы ради творили они строки: "Маленький мальчик травку любил, С друзьями в подвале ее он курил..." или "Папа у Ясика выпить любил, Ясику пива он тоже купил...".
Сотрудники молодежного центра переквалифицировались в писателей с благой целью: ради просвещения молодежи и профилактики правонарушений среди подростков. Именно таким оригинальным способом взрослые решили вложить в детские головы основы правоведения.
- Все началось с подачи трамвайно-троллейбусного депо, - рассказала заведующая информационно-аналитическим отделом Ярославского городского молодежного центра Алевтина Туркина. - Нас попросили сочинить страшилки, касающиеся вандализма в транспорте, что мы и сделали. Плакаты с картинками и задорными стишками, предупреждающие о неминуемом наказании за подобное безобразие, стали наклеивать на окна троллейбусов и трамваев.
И дело пошло. Следующим этапом стали Административный и Уголовный кодексы в комиксах. Стишок, следом смешная картинка, и в конце страницы мелким шрифтом процитированная из кодекса статья о данном нарушении закона. Такие книжки-блокноты стали распространять на различных мероприятиях и в школах, с согласия учителей.
- Многие подростки не понимают, что могут понести административное и уголовное наказание за хулиганство, - уверена Алевтина Туркина. - Дети, которые могут стащить деньги, например, у учителя в школе, остаются безнаказанными, а ситуацию сглаживают родители и учителя. Наши комиксы - это более доступная форма той информации, которую дети не захотят воспринимать в более серьезном виде, например, как лекцию. А яркая картинка привлекает внимание.
Дети в восторге - смеются и тыкают пальцем в книжку. Учителя многих ярославских школ (к примеру, такие комиксы попросили для себя школы N88, 18, 2) одобряют и берут забавные стишки на вооружение. Но так ли полезно подобное творчество для детского ума, и смех над Оленькой, которая "...с детства кошек "любила", За хвост их таскала, пинала и била...", - не тот ли самый, что до добра не доведет?
Начать хотя бы с того, что бросается в первую очередь в глаза, а точнее - режет слух: литературная составляющая этого благого порыва оставляет желать лучшего. А ведь мы стремимся привить нашим чадам с самого детства литературный вкус, прибегая к помощи таких мастеров слова и слога, как Некрасов, Пушкин, Есенин, Евтушенко...Чего же ждать от ребенка, воспитанного на таких стихах:
"Не нравился мальчику дядя один, Мальчик в еду ему сыпал стрихнин. И хоть не довел того дядю до гроба - Ждет мальчика камера, шконка и роба".
Как популярно объяснить ребенку, что такое стрихнин, как он действует на организм человека, "доводя до гроба"? А значение слов "шконка" и "роба" - на тот случай, если малыш не очень осведомлен в блатном тюремном жаргоне? Что до комментария в конце страницы, где речь идет об "умышленном причинении тяжкого вреда здоровью", наказываемом "лишением свободы на срок от двух до восьми лет", то тут и вовсе сплошной туман и обман. Ведь нам-то, взрослым, известно, что маленького ребенка в тюрьму не посадят.
Протестуют против воспитания на жестоких примерах и психологи.
- Если у сангвиников психика более уравновешенная и они могут посмеяться над такими стишками и забыть, - комментирует педагог-психолог Наталья Горбунова, - то холерики и меланхолики, которые заведомо более восприимчивы и впечатлительны, могут быстро попасть под влияние негативных факторов.
Отсюда может возникнуть негативизм в поведении, иногда даже отрицательное влияние на будущую половую жизнь. Я не говорю уже о детях до семи лет, которым при их еще неокрепшей психике, сказки, и те нужно подбирать только добрые. Что же касается этих страшилок, в них очень много жестокости, которая не пойдет на пользу ни одному ребенку в любом возрасте.
Что ж, скажут защитники комиксов-кодексов, зато ребята узнают о законах, по которым живут в их стране, и о наказании в случае их нарушения. Однако и тут есть большое "но".
- В этих комиксах много формальных неточностей с юридической точки зрения, - комментирует адвокат Ярославской областной коллегии адвокатов Олег Кононов. - Такие книжки вместо первоначальной задумки расширить кругозор детей, способны, наоборот, запутать подростков. Например, в стишке про ребят, которые решили "машину угнать" говорится о том, что злоумышленники будут отвечать по 158 статье "кража". На самом же деле, здесь по логике должна упоминаться совершенно другая статья - 166 "Угон". Или, например, кража огнестрельного оружия - это отдельная статья, а в комиксе это не упоминается. Почти в каждом случае здесь можно поспорить.
Мне, как маме подрастающего сынишки, хочется добавить только одно: неужели стоит так низко опускать планку умственных способностей наших детей, априори соглашаясь, что серьезную информацию воспринимать они не способны? Каким же образом им удается тогда изучать русский язык, математику, химию? Может, стоит и эти дисциплины перевести на уровень стишков и комиксов? Между тем аналог законам в комиксах существует и очень давно - уроки правоведения.
- Моя дочь ходит в седьмой класс. И мне, как отцу, не хотелось бы, чтобы ребенок изучал закон по подобным стихам, - соглашается со мной Олег Александрович. - Гораздо эффективнее ввести во всех школах уроки этикета и основы права.