По мнению братьев Запашных, цирковое искусство рассчитано не только для детей.
- К сожалению, в большинстве случаев, цирк работает на детскую аудиторию. Она наиболее благодарная, снисходительная. Мы же с братом всегда стараемся делать шоу, рассчитанные на семейный просмотр. Опасность трюков без страховки, номера с хищными животными – весь риск может понять только взрослый человек, рассказал Эдгард Запашный.
По его словам, возраст людей меньше всего посещающих цирк варьируется от 20 до 50 лет. Часто слышал от людей, что те не посещали цирковую арену более 20 лет. Именно поэтому, знаменитые циркачи стремятся привлечь на свои шоу людей разных возрастов. Клоуны должны быть смешными и понятными и для детей, и для взрослых, трюки должны сохранять ощущение риска. Только в этом случае, цирковое искусство будет привлекательным для всех.
Странная любовь к хищникам
Вопреки расхожему мнению, что к подопечным животным не нужно привыкать, братья имеют свое мнение.
- К своим животным надо привязываться, надо их любить, надо жить с ними, только тогда тебя поймут и результат будет. Да и зритель увидит эту взаимность. Тогда и любая домашняя собака, какой бы огромной и серьезной она не была, станет послушной. Это очень тонкая грань в профессиональных взаимоотношениях. Мы не должны выделять любимчиков, нужно равноценно относиться ко всем животным. Ты можешь внутри испытывать любые чувства, но настоящим показателем профессионализма является ровное отношение ко всем, - говорит Аскольд Запашный.
По его мнению, жанр дрессуры с хищниками имеет много странностей. Хищника, в принципе, нельзя любить, поскольку он - убийца, ему природой дано убивать, чтобы питаться. И в нормальных отношениях человек должен быть жертвой. Но дрессировщики переворачивают все с ног на голову. За этим и приходят в цирк тысячи людей, чтобы увидеть такие странные взаимоотношения.
- Но, как и везде, среди хищников бывают индивидуумы. Например, такие как тигр Мартин – легенда нашего цирка. . Он имеет некое отклонение от нормы, лоялен к человеку. С Мартином можно выйти на поводке, погладить, «пофыркаться», поласкаться, и он отвечает взаимностью, - рассказывает Аскольд.
Свое отношение к животным емко выразил и Эдгард.
- Когда животное умирает – это настоящее горе. Этой зимой нас покинул тигр Шерхан. Когда я подходил с ним прощаться, при всей своей, скажем так, брутальности, не смог сдержать слез. 20 лет с ним отработали, это последний тигр, доставшийся от папы. Есть в этом любовь? Да, - говорит дрессировщик.
Опасности вопреки
Наверное, все люди испытывают в какой-то момент страх. Это позволяет нам быть более осторожными, не совершать необдуманные поступки. А как быть тем, кто каждый день в силу своей работы и образа жизни ежедневно подвергает себя риску?
- Существует большая разница между страхом и паникой. Профессиональный страх, конечно, присутствует. Он позволяет понимать всю серьезность нашей работы. Если же дрессировщик паникует, скорей всего это последний момент его жизни, - говорит Аскольд Запашный.
По рассказам братьев, существуют определенные меры безопасности: в боковых проходах стоят водометы, помогающие в случае инцидентов. Это предупредительные методы, так же как и пистолеты с холостыми патронами. Вопреки многим домыслам, Запашные не пользуются боевым оружием или электрошокерами.
- Если бы у нас был полный комплекс защиты, 100% гарантирующий безопасность, наша профессия бы была не столь интересна. Любой бы мог запросто войти в клетку к тигру. Могу сказать одно, если случается что-то серьезное, то не помогут никакие меры, - говорит Эдгард.
Речь идет, прежде всего, о контактных трюках. Когда нарушается безопасное пространство между хищником и человеком, и остается мало шансов выйти живым. Но братья Зпашные все равно идут на такие трюки. Вначале руководствуются верой, что не случится ничего плохого, а потом уже наступает время доверия к хищнику. Эту грань очень сложно почувствовать. Ведь, по словам дрессировщиков, тигр в любой момент может повести себя неадекватно. Точнее, последовать инстинкту.
В частности, Запашные вспомнили о случае в Америке, когда во время выполнения стандартного трюка тигр вцепился в шею мужчине. Живтоное оттащило его за кулисы, бросил и стоял, не понимая, что случилось. Сработал какой-то инстинкт.
Самые страшные пять минут в жизни
Когда речь заходит об опасности, невозможно не поинтересоваться, что пугает самих братьев Запашных. В одном из сериалов, где Эдгар сыграл самого себя, мужчина боялся мышей.
- Это же сериал. Я не боюсь мышей . У нас с братом даже была фотосессия с грызунами в год крысы, чтобы развеять этот миф. Другое дело, что дома я их никогда не заведу. Не получаю удовольствие от общения с такими животными, - смеясь, говорит Эдгард.
Шутки – шутками, а страх у известного дрессировщика все-таки есть. И связан он с близким человеком.
- Самое страшное? Момент на выступлении в 2000 году, когда я увидел, как тигрица вцепилась в лицо моему брату. Это было в трех метрах от меня. Я ничего не мог сделать, подумал: «Может, я опоздал…». Миллиард мыслей у меня в голове, брат весь в крови ушел из клетки , я заканчивал номер без него, с одной мыслью, увижу ли я его еще или нет. Это были самые страшные пять минут в мое жизни, - рассказывает Эдгард Запашный.
О сложности дрессировки и индивидуальности тигров
По словам братьев Запашных, на подготовку к выступлениям одного молодого животного уходит около двух лет. Стоит отметить, что дрессировщики больше импонируют не кошкам, а собакам, считая, что и тигры больше по своему интеллекту походят на них. С ними можно находить язык, но они благодаря уму и очень опасны: могут обманывать, скрывать свои намерения.
Что касается различий между тиграми и львами, то самое яркое из них: львы - семейное животное, тигры – эгоисты, каждый сам за себя.
- Многие дрессировщики выбирают кого-то одного и редко смешивают на манеже. Друг к другу эти животные не тянуться. У тигров более развит негатив к другим видам. Львы не стремятся систематически нападать на кого-то, тигры же это делают, причем в любо возможный момент. Они постоянно дерутся между собой, устраивают потасовку. Львы же более страшны в коллективной драке, - говорит Аскольд Запашный.
Пару слов об альбиносах
В номерах выступлений братьев Запашных можно часто увидеть львов и тигров-альбиносов. И, как выяснилось, они существенно отличаются от своих стандартных собратьев.
- По-хорошему не должно быть между ними отличий, но мы видим, что в альбиносах что-то не так. Не сказать конкретно, но есть разные отклонения. В частности: у нас росла одна тигрица, изначально проявляла себя очень лояльно, сейчас же одна из самых опасных не только для других животных, но и для нас. У нее случаются приступы: выбирает цель, впадает в дикую агрессию, начинает просто убивать. Позволяет себе непозволительное! Другие тигры более предсказуемые, их поведение можно просчитать. Но только не ее, - говорит Аскольд.
В их цирке обосновался и лев - альбинос с «прибамбасами». Он может работать – работать, а потом ложится в другую сторону, вцепляется в дорожку, злится.
- Сложно говорить за всех альбиносов, нужно проводить анализ среди них, но все дрессировщики говорят, что с ними что-то не так. Может отсутствие гормонов на физиологическом уровне или еще что.
Странные привычки у хищников
К слову, привычки есть у каждого животного. Наверно, именно эти они и близки людям.
- Взять тех же лошадей. У нас одна лошадь бегала, поворачивая голову в сторону и глядя вперед только одним глазом. Мучилась от этого страшно, часто спотыкалась. Другой конь выходит на манеж, и вдруг может развернуться и уйти. Хищники тоже отличаются порой. Лев переворачивал поилку, и нажимал на нее, чтобы услышать звук, который она издает. Ну, нравилось ему. Другой взял за привычку бить лапами по железке, видимо, представляя себя барабанщиком, - улыбаясь, говорит Эдгард Запашный.